Антон, здравствуйте. Наше интервью наконец-то состоялось. Мы были несколько медлительны, но стоит отметить, что ваш доблестный менеджер Елизавета Морозова проявила отменный профессионализм, тактичность и настойчивость, чтобы наша беседа состоялась.

Скажите, как формировалась команда людей, которые сегодня содействуют вам в управлении творчеством и вашим временем?

Здравствуйте! Команда формировалась сама собой: знакомства на мероприятиях, рекомендации, общие друзья и так далее. Ребята, которые помогают мне сейчас – Анастасия, Елизавета, Алексей – сами вдохновляют меня своей поддержкой. Так как я периодически вращаюсь в музыкальных кругах, я всегда рад пообщаться с людьми, которым интересно принять участие в проекте и получить новый опыт. Мы и сейчас приглашаем к сотрудничеству менеджеров, потому что интересных задач много, а планов ещё больше.

Были люди, которые покинули вашу команду?

Прямо чтобы «покинули» — нет. Скорее, была пара ситуаций, когда человек загорался энтузиазмом и хотел быть частью проекта, но, приступая к работе, быстро терялся — видимо, понимал, что у него не хватает времени или сил, или запал ушёл.

А вы предоставляете свободу в принятии решений своему окружению или всё-таки предъявляете какие-то требования?

Скорее, ситуация наоборот – я сам точно знаю свою стратегию, а команда мне доверяет, и мы коллективно двигаемся по ней. Я открыт к любым предложениям и обсуждениям, но ключевые решения принимаются мною.

Артисты предпочитают информировать слушателей через социальные сервисы, понимая, что большая часть жизни протекает именно там. А у вас же есть сайт и выглядит он довольно стильно, но посещает ли его кто-нибудь?

На сайт в основном ведётся рекламный трафик из Европы, он также работает как прямая ссылка для заинтересованных людей. По сути, это сайт-визитка, дающий ёмкую информацию про артиста. Весь движ сейчас в социальных сетях.

Как часто обновляется сайт?

Нечасто. Задача сайта – познакомить посетителя с артистом, когда тот пришёл по прямой ссылке. Там есть вся ёмкая информация и альбом (один на данный момент), большего не надо. С новыми большими релизами будет и большое обновление.

Давайте обсудим цифры. Если верить статистике VK, то публикацию о вашем альбоме посмотрели 607000 раз. При этом она собрала только 1294 лайка и 131 репост на момент этого интервью. Как вы объясните такую несправедливость?

Вконтакте дважды давал мне огонь Прометея за интересный материал – они ценят мою подачу информации, контент, что я много пишу, создаю креативные вещи; например, мне нравится писать статьи, так как раньше я был писателем, издал собственную книгу и сейчас периодически возвращаюсь к прозе. Прометей даёт очень большой охват, так как он выводит посты в рекомендованные – но аудитория там супер-массовая и, конечно, не всем им заходит меланхоличная музыка на английском с авторской концепцией. Так что я спокойно к этому отношусь и не считаю это несправедливостью. Это всё равно что выступать на вокзале с гитарой – тебя увидит несколько тысяч человек, но конверсия в постоянных слушателей или подписчиков будет небольшая, ведь ты не суперзвезда и это не твой сольный концерт.

Скажите, а вот такое большое количество просмотров было обеспечено Прометеем или велась работа по размещению вашей публикации в тематических сообществах VK?

Конечно, такая работа велась и постоянно ведётся, и не только для этой публикации. Таким образом знакомим новых слушателей с творчеством, собираем отзывы. Это нормальная работа, которую должен вести любой музыкант, желающий развиваться.

Где аудитория наиболее отзывчивая и заинтересованная в вашей музыке, если говорить о музыкальных сервисах или социальных сетях?

Пока я развиваю проект в VK, поскольку тут хочется создать некую базу людей и уже дальше двигаться от неё. В I****m тоже очень много пишут в личку, но там обратная история – люди восхищены контентом, пишут об этом, а когда узнают, что я ещё и музыкант, вдвойне ценят это, у них сходятся визуальная и звуковая часть творчества.

Вам всё нравится в I****m, может быть, чего-то не хватает в нём, если рассуждать с музыкальной точки зрения?

В I****m не так много вариантов взаимодействия с музыкой, но в будущем они будут развивать этот формат. Сейчас не хватает как раз этого – знакомить подписчиков с музыкой прямо внутри I****m, не уводя их для прослушивания в другие сервисы.

Большая часть материальных средств расходуется на рекламу или творчество?

Да, много собственных денег было вложено в альбом, постоянно вкладываются деньги в репетиции, в промоушн, в другие проекты. У людей (чаще всего, других музыкантов) по этому поводу часто происходит когнитивный диссонанс – они, очевидно, думают, что раз я занимаюсь рекламой, нормально одеваюсь и вкладываю деньги в качественный продакшн, то у меня мешок бабла за плечом и вообще всё зашибись. Вынужден их разочаровать. Все деньги, вложенные в проект – это мои личные средства, заработанные моим трудом в других сферах, прежде всего, в маркетинге. Просто некоторые вкладывают деньги в автомобили, отпуска или новые телевизоры, а я в свою музыку. И не жалею об этом.

Вы вкладываете в музыку, чтобы наполнить себя духовно или инвестируете, преследуя цель улучшить материальное положение?

Если можно так выразиться, то, конечно, духовно. Учитывая, сколько я вкладываю личных средств просто для того, чтобы найти своих слушателей, довольно странно рассчитывать на окупаемость этого проекта в ближайшей перспективе. Если бы я преследовал цель улучшить материальное положение за счёт музыки, я бы работал в другом жанре и в другом формате. У меня много знакомых музыкантов, кто как раз хочет запрыгнуть на этот несущийся поезд хайпа.

Помогите, пожалуйста, подвести итог. Если музыкант ведёт активный поиск слушателей посредством рекламы своего творчества, то когда стоит прекратить вливания материальных средств: когда их больше не осталось или когда нет никакого эффекта?

Думаю, второй вариант. Если совсем никакого эффекта нет, то, наверное, стоит задуматься – «действительно ли моё творчество нужно людям?». Потому что бюджет, выделяемый на промо, как раз и нужен для того, чтобы собрать отзывы широкой аудитории, а не просто выложить релиз на свою страничку, чтобы его лайкнули друзья.

Если картина вырисовывается такая, что деньги уходят, а никакой моральной поддержки от потенциальных слушателей нет, может быть, стоит сменить вектор развития своего творчества или переосмыслить его.

В случае же, если поддержка есть, то тут уже решение за артистом – продолжать постоянно выделять какую-то сумму, тем самым медленно привлекая новых слушателей, или нет. Если мы говорим о специализированной музыке, которая сейчас не в топах VK, то такая кампания может занять несколько лет. Зато все привлечённые люди будут реальными и преданными поклонниками творчества, которые готовы долго оставаться с артистом.

Когда люди в России слушают песни на английском, они должны понимать их смысл или это не нужно?

Не нужно абсолютно. Я, например, неплохо владею английским, но чтобы понимать текст песни, которая звучит, мне надо очень внимательно вслушиваться или посмотреть lyrics. Поэтому у меня, как и у большинства людей, всегда сначала идёт эмоциональная привязка. И это круто, потому что эмоции от мелодии очень важны. Люди, которые говорят: «Петь надо по-русски, потому что я не понимаю текста по-английски» — очень лицемерны, им это почему-то не мешает спокойно слушать Red Hot Chili Peppers или Imagine Dragons. Знают ли они, о чём досконально поётся в песне «Californication» или о чём подробно читает Eminem в песне «Stan»? Да нет, они просто наслаждаются вайбом и, может быть, иногда знают общую идею песни. Все с удовольствием слушают музыку, не особо вникая в смысл текстов, причём и сами носители языка.

Вы хотели изучить английский или кто-то вам порекомендовал это сделать, например, родители?

Мой родной брат лет десять жил в США, поэтому отчасти с его подачи я пристрастился к западной музыке и к английскому языку. Никаких рекомендаций не было, просто чётко помню, что в юности, когда все слушали русскую попсу, я с удовольствием вникал в зарубежную лирику, изучал старые и новые группы. Именно это подтолкнуло меня к тому, чтобы научиться играть на гитаре. Хотелось самому петь любимые песни.

Когда вы проработали концептуально все нюансы касаемо музыки, имиджа и всего сопутствующего, не было огорчений, что по факту получилось что-то не так, как задумывали?

Прямо перед релизом у меня возникли проблемы с сетчаткой глаза, из-за чего пришлось перенести три сложные операции подряд. Долго потом отходил, много потратил средств, сил, здоровья на всё это. Очень тяжело было вновь вернуться к работе, потому что было ощущение, что всё провалилось, так как релиз пришлось переносить, план и тайминг сорвались, живой состав разбежался, стратегия поменялась. Очень помогла поддержка близких и друзей. Так я ещё раз убедился, что главный ресурс любого человека – это здоровье, потому что именно это колоссально влияет на всю жизнь. Касательно же имиджа или музыки всё в принципе вышло, как и задумывалось. Я очень долго добивался того звука, который хотел в итоге получить, то же самое с визуальной концепцией проекта.

Сегодня «модно» быть здоровым? Вот ваши друзья, если не секрет, они за тотальный ЗОЖ или за полуЗОЖ, когда регулярный спорт разбавляется нерегулярным количеством спирта?

Я думаю, что границы комфорта каждый определяет для себя сам. Мода на ЗОЖ, конечно, сейчас в топе, но это неплохо, потому что она культивирует здоровое, красивое тело, и ты хочешь соответствовать этому, а не превращаться в развалину. Из моих друзей мало кто сидит на белковой диете, всё-таки по духу мы все рок-н-ролльщики.

Заручился ли альбом «Choize» поддержкой от музыкантов и слушателей на западе?

На альбом написали рецензии несколько европейских музыкальных сайтов, также есть небольшая доля прослушиваний из Европы, главным образом из прибалтийских стран, например, из Латвии. Но мы только прощупываем там почву и масштабного промо ещё не устраивали. Сначала хочется создать определённую базу здесь, чтобы чувствовать локальную поддержку.

Чьи отзывы вам больше согревают душу: отечественные или зарубежные?

Не так уж и важно. Душу согревают любые положительные отзывы, когда видно, что они писались профессионально, а автор подробно пытался разобрать музыкальную составляющую. В основном хвалят мелодику и подачу. Так как альбом на английском, в тексты русские журналисты вникают не особо, хотя есть даже подробный декодинг… Посмотрим, что будет, если они начнут рецензировать мои треки на русском.

Как слушателю не умереть от избытка музыки?

Самостоятельно фильтровать контент, воспитывать собственный музыкальный вкус. Действительно, сейчас каждый может стать музыкантом, спокойно опубликовать свой релиз на стримингах и промотировать его на собственные деньги. Прежде всего, включая песню, пытаться понять уровень продакшна и вложенных сил, есть ли искренность и душа исполнителя в этой музыке, или она действительно делалась на тяп-ляп лишь с целью похайпить на актуальном звуке или теме. Я мало верю музыкальной журналистике, потому что она тоже старается прогибаться под формат того, что сейчас популярно, больше про хип-хоп или речитатив под прямую бочку. Я бы сравнил это с ситуацией в кино – фильмы про супергероев и трансформеров, рассчитанные на масс-маркет, суперпопулярны, потому что цепляют масштабом и миллионными бюджетами, в то время как разговорным фильмам с классной идеей, драмам или артхаусу всё сложнее пробиться через эту стену, если только их не снимает режиссёр с именем. Потребляя только такое кино, легко потерять вкус, потому что ты становишься заложником навязанных свыше трендов. Аналогично и с музыкой – можно заглядывать в топ VK или Apple Music, чтобы быть в курсе, но при этом искать то, что тебе нравится лично. Должна быть музыка, от прослушивания которой у тебя бегут мурашки. Если этого ощущения нет, значит ты уже потерялся в избытке музыкальной информации.

Простите, позвольте нам задать два очень сложных вопроса. Первый: лучшее то, что становится популярным? Второй: нужно ли спорить о вкусах?

Для лейблов и коммерческих структур, да, конечно, то, что становится популярным – это и есть лучшее. Но если не рассматривать всё с точки зрения бизнеса, а попробовать говорить о творчестве, которое не всегда вписывается в тренды, то становится понятно – популярность и качество музыки не всегда соседствуют друг с другом. Это видно и по текущим чартам, да в принципе и всегда было так. Иногда песне хватает одной въедливой строчки, чтобы стать популярным в народе хитом, хотя в музыкальном плане она не просто вторична, она абсолютно неинтересна. Это ответ и на второй вопрос — о вкусах спорить нужно, потому что следует отдельно рассматривать популярные треки и треки вне чартов и трендов. За счёт таковых и формируется собственный, уникальный музыкальный вкус. Нет ничего хорошего в том, чтобы питаться только фастфудом, одеваться только в масс-маркете, ходить только на блокбастеры с многомиллионными бюджетами, слушать только музыку из чартов. Стоит воспитывать в себе индивидуальность, отстаивать свои собственные интересы и вкусы.

Какой альбом вы послушали от первого и до последнего трека, а спустя время послушали полностью ещё раз?

Забавно, но я слушаю все альбомы именно так – от начала до конца. Так ты лучше всего можешь познакомиться с артистом и с тем, что он хотел сказать. Я стараюсь потреблять музыку альбомами, иногда прослушиваю всю дискографию. Если мне заходит, я продолжаю слушать дальше и переслушивать понравившееся. К этому хорошо, кстати, приучает винил – вдумчиво слушать музыку от начала до конца, а не врубать её фончиком вперемешку. Из последнего в плеере могу назвать Haelos, The Bohicas, YUNGBLUD, Tom Grennan, Grimes.

Кто из вашего окружения первым заявил о том, что послушал альбом Choize полностью?

Точно не скажу, самому любопытно. Была небольшая фокус-группа из близких друзей, знакомых музыкантов, которым я иногда показывал версии на этапе сведения, чтобы услышать обратную связь. Ну и ребята со студии, конечно.

Кто должен помогать музыканту и нуждается ли он в помощи?

Всё зависит от целей музыканта, но, если он хочет не просто сидеть в студии, а на постоянной основе выпускать релизы, снимать клипы, делать фотосеты, устраивать концерты, заниматься промо и контентом, у него просто физически не хватит времени на всё это. Конечно, нужна команда. Должен помогать либо лейбл, либо люди, которые неравнодушны к творчеству артиста и сами желают популяризировать его музыку. Когда все работают слаженно, тогда и появляется многогранное творчество, которое интересно рассматривать – и музыка классная, и визуальный ряд, и контент, и реклама, и шоу.

Поглядываете ли вы за успехами краудфандинговых кампаний коллег по музыкальному бизнесу, что думаете об этом, нужно ли собирать деньги с людей на запись музыки, на выпуск альбомов, например?

По-моему, это нормальная практика. Просто нужна действительно крутая идея, качественный контент, и хотя бы небольшая фан-база, чтобы кампания не заглохла на старте. Я в принципе не против организовать что-то подобное, но к этому нужно быть готовым и всерьёз ещё ничего не планировалось.

Как думаете, у людей есть понимание, что добровольным пожертвованием они оказывают ощутимую поддержку музыканту?

Не всегда и не у всех, но в целом в России сейчас намечается очень благоприятная ситуация, когда люди понимают, что оказывать материальную поддержку артисту или платить за контент – это нормально. Всё больше людей подключается к стримингу, покупают мерч, понимая, что это прежде всего выгода для музыканта и так далее. Надеюсь, что в будущем эта тенденция расширится не только для крупных городов, но и для всей страны.

Имеете ли вы какое-то отношение к графическому дизайну?

Я немного работаю в графических редакторах, и вообще стараюсь больше анализировать оформление в музыкальной среде, да и не только. Очень интересно наблюдать за трендами, смотреть, кто что делает, придумывать на основании этого свои собственные фишки.

Вы профессионал или любитель в дизайне?

Я не занимался дизайном профессионально, в этом плане я больше созидаю и пытаюсь уловить интересные моменты.

Сегодня бизнесмены часто оперируют термином «упаковка», когда убеждают в том, что она важна. Вот в вашем случае какое значение имеет «упаковка», когда дело касается популяризации музыки?

Мне кажется, упаковка очень важна. И сегодня имидж музыканта или его образ работают не хуже, чем десять лет назад. Разница лишь в том, что раньше это зачастую придумывали лейблы, а сегодня, когда в чарты врываются музыканты, ещё вчера играющие в подъезде, образ становится более естественным и понятным. Лично мне очень приятно, когда помимо музыкальной составляющей, артист старается делать ещё и качественное визуальное шоу, работает с аудиторией, делает какой-то графический контент и так далее. Во-первых, сразу видно, насколько этот человек трудоспособен, во-вторых, интересно изучать весь спектр его действий.

Позвольте нам, задать странный вопрос. Если бы вы родились на 100 лет раньше, когда не было интернета, то стали бы заниматься музыкой?

Если бы судьба не заставила меня участвовать в тогдашних революциях или гражданских войнах, то, конечно, занимался бы. Я бы с удовольствием изучал бы классическую музыку, и попробовал бы играть в оркестре. Больше всего интересует меня фортепианная музыка, было бы круто музицировать и писать сонаты для фортепиано.

Вы умеете играть на фортепиано?

К сожалению, нет. Одна из важных целей – научиться. Все клавишные партии в альбоме я придумал и наиграл на слух. Фортепиано для меня сейчас представляет собой полотно чёрных и белых клавиш, каждый раз приходится подбирать мелодию на слух… и получается!

Вы душой и телом в одном городе?

Не думаю. Но это стандартная для меня история, она постоянно меняется. Я вырос во Владивостоке и там было всё же гармоничнее в душевном плане, потом захотелось чего-то ещё. Но, когда я жил в Питере, я понял, что он меня тоже не захватывает так, как Москва. Здесь привлекает масштаб интересных знакомств, мероприятий, возможностей, однако сейчас я чувствую, что хочется двигаться дальше. Пока не знаю, куда это приведёт.

Москву считают слишком активной. Здесь некогда спать, нужно постоянно что-то делать. Это правда?

Здесь можно спать, если ты сознательно хочешь проспать всю движуху; а с таким мышлением гораздо выгоднее спать в другом городе. Если же тебя заносит в пучину деятельности, и ты сам целеустремлен и активен, то действительно придётся поднапрячься, чтобы быть в потоке. Мне зачастую тоже хочется съездить в отпуск, порубиться в RPG, потусить где-нибудь. Но расслабляться нельзя, потому что таймкиллеры окружают тебя на каждом шагу и только и ждут, когда ты попадёшь в их ловушку. Если научитесь избегать этих таймкиллеров и начнёте правильно расставлять приоритеты, то это будет большой шаг к новому будущему.

Как часто музыкант должен напоминать о себе в социальных сетях, чтобы про него не забыли и по каким поводам?

Чем чаще, тем лучше. И это касается не только релизов. Сейчас инфополе так забито, что стоит тебе помолчать слишком долго и всё, часть людей про тебя уже забыла, алгоритмы социальных сетей считают, что ты им не интересен и не показывают тебя в ленте: охваты падают, и так далее. Сегодня музыкант, к сожалению, или к счастью – это не только про музыку, он должен быть разносторонним лидером, который должен вести за собой своих слушателей, даже не имея возможности каждую неделю дропать новый трек.

Представим, что на планете наступили тяжёлые времена, когда люди не покупают, а обмениваются. И вот напротив вас человек, который очень хочет кушать. Он готов обменять альбом Choize на две банки вашей красной икры. Вы поменяете?

Да без проблем. Только я постараюсь тоже поскорее обменять альбом на что-то съестное: во-первых, чтобы самому не умереть с голоду, во-вторых, чтобы его послушал кто-нибудь ещё, сам-то я уже знаю его наизусть.

За артистом Choize особенно интересно наблюдать по ссылкам:

VK, YouTube, iTunes, Google Play.

примечание редакции