Андрей, добрый день. Как поживаете? Как настроение?
Добрый день! Поживаю отлично, настроение всегда зависит от окружающей среды. Сейчас — отменное.
Каким было ваше детство? Что послужило стартом для такой активной творческой жизни?
Мое детство было наполнено динозаврами и черепашками нинзя, футболом во дворе и сладкими эмендемсами, фильмами с Джеки Чаном и классными игровыми приставками. Ну и школа, в том числе музыкальная по классу фортепьяно. Что касается творчества — тут важную роль сыграл мой папа, который повелся на мои уговоры и подарил мне в десять лет самоиграй Yamaha DJX, который был напичкан клевыми ROM-звуками а-ля Scooter (мои кумиры на тот момент) и всяческими исполнительскими прибамбасами, которые провоцировали творчество. Потом — Dance Machine, eJay, Re-Birth, какие-то трекеры, Acid и over 9000 пиратских программ с самых разных дисков.
Где-то в восьмом классе я уже четко понимал, что музыка в моей жизни — одно из приоритетных направлений, и я хотел заниматься именно музыкой. Поехал на собеседование в муз. училище им. Шнитке и был разочарован уровнем программы «композиция с применением современных технологий» (которая, по-моему, благополучно вымерла на сегодняшний день), и решил тупо закончить школу и плыть по течению. Поступил в институт, не имеющий отношения к музыке, и там завертелось все «по-взрослому» — запись групп, участие в проектах, работа в клубах и так далее.
Сколько сфер деятельности вы примерили на себя?
Попробуем посчитать — композитор, аранжировщик, миксер, инженер записи, мастеринг инженер, клавишник, программист (в смысле оператор секвенсоров и драм-машин), диджей, вокалист, ремиксер, преподаватель, продавец-консультант, журналист, менеджер, аналитик, акустик, букинг-менеджер, переводчик, A&R клубной площадки, арт-директор, дизайнер… И все — в клубной индустрии на 90%. Помогает ли такой опыт в жизни? И да и нет. Да, потому что я принимаю разные точки зрения, нет, потому что я ни в чем не достиг абсолютного успеха.
Музыка — это… в вашем понимании?
Музыка — это звуки, которые заставляют слушать. Если более подробно — все, что хочется слушать более 5 секунд — уже музыка. Великая музыка — это то, что хочется слушать снова и снова.
Что думаете о музыке сегодня? Удаётся ли нашим соотечественникам оторвать кусочек славы у коллег из далёких стран?
Уже удается — Arty, Moonbeam, Proff, Proxy и еще много-много артистов наступают на пятки именитым международным продюсерам. Для нашей страны все впереди. Так что терпение и труд, все будет гуд.
Многие продюсеры рано или поздно задумываются над созданием собственного лейбла. Сейчас лейблов становится больше. Хорошо это или плохо?
По мне так пускай их будет хоть по три у каждого артиста. Завтра лейблы вообще исчезнут как явление — артист будет продавать себя сам. Так что пускай плодятся как угодно.
Подумывали о своём лейбле?
Да, конечно. Назвать хочу Pilah или My Cute Little Insane Sounds, но это будет, пожалуй, не скоро.
Назовите любимые зарубежные и отечественные лейблы?
Diynamic, Bpitch Control, Border Community, Astralwerks, Kitsune, Turbo, FFRR, Internal, Hooj Choons, Toolroom плюс милльонстопицот других. Российские — все, где издают мою музыку. Тут я предельно честен — я Российский артист, и буду поддерживать лейблы, которые будут поддерживать меня. Остальные, наверняка, и так чувствуют себя неплохо.
Кто ваши кумиры в музыке?
Ричард Дэвид Джеймс, Трент Резнор, Норман Кук, Гай-Мануэль дэ Омем Кристо, братья Хэртноллы, Эд Симонс и Тод Роуландс, Энди Тернер и Эд Хэндли, Мартин Штимминг, Роберт Бабич, Дин Мэрриот, Майлк Джексон, Джон Кейдж.
Сейчас вы сами являетесь преподавателем школы DJFamily. Что преподаёте и удаётся ли научить чему-то ребят?
Сейчас я являюсь независимым преподавателем, практически весь 2011 год. Я не беру новых учеников, а что касается моих выпускников, то они уже показывают свои достижения широкой публике, некоторые издаются. Я рассказываю им все, что могу, делюсь максимальным количеством информации. После окончания обучения со многими продолжаю сотрудничать.
А что больше всего интересует ваших учеников? С какими вопросами сталкиваетесь?
«Как пишет музыку артист n?» Практически все ученики хотят простого счастья — научиться делать саунд, как делают их кумиры. Это, с одной стороны, облегчает для меня процесс обучения, с другой стороны, усложняет жизнь ученикам. Быть «как кто-то» — это обрекать себя на вторичность. Так что я всегда стараюсь выбить это из головы учеников.
Можно ли заработать на музыке?
Можно, но сложно. Самый простой способ заработать на музыке в этой стране — писать корпоративные гимны или быть баянистом-тамадой.
Поделитесь ссылками на собственные любимые миксы и треки?
http://pdj.cc/F5H9r — микс «Ночь в Москве». Очень люблю его слушать до сих пор.
http://pdj.cc/F9Tq7 — Meow! Clang! Locked In Stutter. Клевый веселый трек. Вообще, лучше просто зайти на страницу m-clis.pdj.ru и накачать всего-всего, я буду только рад.
Приходилось ли вам работать в Reason, Fruity Loops, Logic? Как оцениваете эти программы?
Да, конечно. Если коротко, то Reason это великолепная лаборатория, «вещь-в-себе», которая позволяет «въехать» в работу настоящей «железной» студии. FLStudio — это странный и очень неудобный для меня гибрид драм-машины и обычного DAW, со своими тараканами и особенностями, плюс не дружащий с Mac OS. Logic — очень мощная станция, напичканная всем, что только можно захотеть, но не самая подходящая для меня с точки зрения темпа работы. Ableton Live — мой выбор.
В каких клубах вам довелось выступать и какой запомнился больше всего?
Раньше у меня на странице висел и обновлялся список заведений и событий, на которых я работал, а сейчас уже не придаю этому такого значения. Количество уже наверняка перевалило за сотню, на все памяти не хватит. Запомнились почти все места своим уникальным характером и историями, так что выделять что-либо не хочется. Могу сказать, что худшие выступления у меня были всегда там, где я долго готовился и мечтал поиграть. Вот такая вот карма видимо.
Мечтали ли вы когда-нибудь выступить на очень крупном рэйве?
Конечно! Мне кажется, это вообще очень важная цель в жизни каждого артиста, который работает с танцевальной музыкой. Всегда хочется попробовать свои силы на многотысячной площадке, когда танцующие люди видны даже на горизонте. Что-нибудь масштаба фестиваля Tribal-Tech было бы очень круто!
Какой представляете себе музыкальную индустрию в ближайшие пару лет?
Она будет двулика. Одна сторона — поп-индустрия с клипами, с рейтингами, с мегабрэндами. И вторая — инди-лейблы и андеграунд. Проще говоря, ничего принципиально нового. Все так и будет продолжаться.
Способен ли музыкант сам продвинуть себя на Олимп славы или для этого потребуется большая команда?
Команда всегда работает лучше, это факт. Нужно всего лишь не быть жадным.
Как относитесь к Apple?
Всеми руками и ногами за. Жаль, что Стив Джобс покинул нас, но я думаю, что его наследия хватит еще на пару поколений. С 2006 года на Mac Os базируется вся моя работа, и переключаться на другие платформы я не готов. Сейчас моя студия — это Macbook Pro на i7 процессоре и мониторы с картой. Мне хватает.
Что вас интересует на данный момент больше всего? Быть может вы хотите стать ресторатором?
Сын — мой интерес номер один. Помимо сына, меня интересуют сейчас моя музыка, мои клиенты и мой слушатель. Ресторатором стать не хотел и не буду хотеть, мне кажется люди и так слишком много уделяют времени и сил потреблению материальных благ. Лучше открыть детскую художественную или музыкальную студию, пускай это и не будет особо выгодно финансово, зато, наверняка, поможет многим понять, что деньги и потребление это не самое главное в жизни.
Дайте дельный совет нашим читателям и будущим продюсерам, пожалуйста.
Делайте свое дело максимально хорошо. Это единственный залог счастливой жизни.
Примечание редакции Stereozvuq
M Clis aka Андрей Рыжков сделал несколько видео, в которых даёт полезные рекомендации при работе с программным обеспечением Ableton.