Рома, доброе утро. Как настроение?
Доброе утро. Настроение отличное! Вчера в поисках музы отправился на море, часа два смотрел на волны со скалы и на обратном пути наткнулся на медведицу и медвежонка. Ощущения — супер. Хорошо, что я был в машине.
Почему именно музыка? С чего начался ваш творческий путь?
Мой путь начался давно. Всегда имел страсть к чему-либо творческому и непознанному. Но конкретно путь в музыке начался, когда я жил в Уфе, еще студентом посещал местный андерграунд клуб Чаша. На тот момент я был обычным слушателем, который не догадывался, что DJ в большинстве своем играет чужие композиции. Но мне казалось, что DJ — волшебник, который творит музыку налету. И вот однажды услышал Володю Трапезникова. Именно он донес до меня звучание Техно.
Время шло, но я особо не углублялся в техно, просто слушал иногда музыку, не обращая внимания на детали в треках и на их авторов. Зимой 2009 года я отправился в Америку. Там наткнулся на один музыкальный магазин, где был шокирован и очарован различными синтезаторами, драм-машинами, контроллерами и другими железками. Именно тогда задался вопросом, как создается электронная музыка. Приобрел первый контроллер и установил Ableton и начал свои первые шаги. Так родился мой первый трек, который заметил S Sider и забрал его на свой тогда еще новый лейбл Deepcontrol Records. В 2010, проживая в Англии, польстился на школу продакшена Point Blank, где закончил курс создания минимала.
По большому счету ничего сверх нового не узнал, кроме того, что мне нужно было больше работать над своим творчеством. Да, они научили некоторым техническим аспектам, но в плане творчества никто никогда не сможет научить, только сам. Позже начал приобретать железо: синтезаторы фирмы KORG и Virus. Поэтому принципы синтеза звука познавались мною на железе, что в принципе создало некую планку, по которой я отсеиваю VST синтезаторы с пластиковым звучанием. Сегодня очень много мощных VST синтезаторов, но ничто не заменит железо не в плане звука, а в плане фетиша. Имея достаточное количество оборудования, был сформирован Live сетап, с которого я начал свои первые выступления. Уже позже я пересмотрел свои взгляды на лайв и ушел в продакшен, и мой live сетап трансформировался в домашнюю студию.
Вы довольны своими успехами в творчестве на данный момент?
Знаешь, это сложный вопрос. Где критерий успеха в творчестве? Когда твое имя знают и твои треки однодневки слушают везде, но потом тебя быстро забывают? Или когда твоя музыка несет глубокий смысл, и у тебя есть свой слушатель, который его понимает? Сегодня я доволен, а завтра нет или наоборот. В этом есть некая романтика творческого пути. Я никогда на 100% не доволен, всегда есть доля самокритики, которая и заставляет развиваться.
Кто задаёт тренды в музыкальном бизнесе по вашему мнению и почему?
На мой взгляд есть две линии. Первая это однодневная коммерция, которая заполонила чарты. Именно из-за нее есть трудности у перспективных и интересных музыкантов быстро пробиться и достучаться до масс. Вторая линия — лейблы. Серьезные и массивные лейблы с качественным звучанием, которые несмотря на тенденции, гнут свою линию звучания. Но есть ощущение, что сейчас есть некий кризис в этом бизнесе, много стилей, много направлений, но мало качества.
Назовите своих любимых зарубежных и отечественных исполнителей.
Мне нравится творчество Gui Boratto, Nathan Fake, Boris Brejcha, Max Cooper, Oliver Huntemann ну и, конечно же, Stephan Bodzin. Интересен лейбл Echospace и Echocord с их пространственным dub techno звучанием, кстати, именно они оказали влияние на мой dub альбом Forward. Из отечественных — Kubikov, Ruslan Plekhov, S Sider и другие.
Где рождаются ваши шедевры? Какие инструменты и устройства используете для записи композиций?
Творю в своей домашней студии. Думаю, что для любителей железок будет интересно. У меня было разное оборудование, попробую перечислить:
Синтезаторы: Minikorg, Korg2000, Quasimidi Sirius, Access Virus B.
Драм машины и семплеры: Korg ESX, Elektron Machindrum, Korg ER1, Korg Pad 3.
Интерфейсы: Focusrite, AudioFire.
Mastering: DBX Quantumm II.
Все это царство железного звука я приобрел, когда полгода жил в Англии. Хорошо, что там это дешево и можно купить подержанное железо. На самом деле железо — фетиш. Можно часами, днями просто заниматься синтезом, получая удовольствие от всевозможных вариаций звука. Проблема железа — зацикливание на создании звука и отсутствия времени на создание композиций. Но можно творить шедевры, имея в наличии лишь программное обеспечение. Неважно, есть ли у тебя железо или нет его, если тебе это дано, то ты будешь творить хоть на балалайке, а если нет, то никакая студия и никакой синтезатор тебе в этом не поможет. Сейчас я все почти распродал. Оставил минимум, который мне нужен для творчества — один синтезатор Virus Snow, Midi клавиатура, аудиоинтерфейс, макбук, мониторы Yamaha и Ableton.
Сколько времени вы тратите на работу с треком?
Я заметил интересную специфику. Если ты находишься в творческом порыве, когда ты слышишь внутри себя музыку и хочешь ее перенести в этот мир и ты, словно сумасшедший, можешь сидеть всю ночь на пролет над треком — тогда твое время ограничено лишь техническим умением. В этом случае за 4-6 часов можно написать трек. Но в среднем у меня уходит на работу над одной композицией 3-4 вечера.
Кто или что является источником вдохновения для вас?
Возможно это эмоциональные переживания. Но в тоже время вдохновение для меня это что-то внутреннее. Я часто слышу мелодии внутри себя и потом пытаюсь их передать.
Что говорят друзья и близкие о вашем творчестве?
Мои друзьям нравиться то, чем я занимаюсь. Иногда я устраиваю презентации треков. Кстати, у меня есть одна цель — выпустить альбом на виниле и подарить всем своим друзьям по пластинке, и у них останется помять обо мне, где бы они не были.
Ваши работы выпускались и отечественными лейблами и зарубежными. Что можете сказать о них? Случались ли недопонимания со стороны друг друга?
В основном я работаю с Deepcontrol Records и Poker Dust — два отечественных лейбла с уже сформированным качественным звучанием. Их ждет большое мировое будущее. Сейчас они уже набирают обороты, много подписчиков, хорошие отзывы звезд танцевальной сцены. Из отечественных меня привлек своим звучанием лейбл Lumine Records. Они издают очень красивую музыку. Я планирую издаваться и на нем тоже. Что касается зарубежных лейблов, то 12 ноября вышел Missgunst EP на немецком лейбле Code2 Records. В дальнейшем планирую выпустить релизы на других известных немецких лейблах. Все лейблы, с которыми я работаю очень адекватные и дружелюбные. Непонимания не было, всегда находили общий язык.
Думали над тем, чтобы открыть свой лейбл?
Нет. На это нужно много времени и сил, и тогда о своем творчестве можно практически забыть.
Много ли запросов на ремиксы поступает к вам? В каком стиле вы создаёте их зачастую?
Да, запросов последнее время стало много. В связи с этим постепенно перехожу на платный, то есть коммерческий выпуск ремиксов. Зарубежные продюсеры и лейблы готовы платить за качественные ремиксы. Чаще стараюсь раскрыть потенциал оригинального трека. Если это красивый трек, то раскрываю красоту по-своему. Если это злой и мощный трек, то результат будет соответствующим.
Работа над ремиксом немного сложнее, поскольку у тебя есть некие рамки, за которые всегда хочется выйти, но нельзя. При создании оригинального трека иначе — границ нет.
Ваше творчество поддерживают многие российские и зарубежные продюсеры. Чья поддержка для вас ценнее?
Ценнее всего, когда твое творчество поддерживает жена. Ну, а что касаемо продюсеров, на мой взгляд, поддержка как в России, так и за рубежом приятна и важна в равной мере. Позитивный отклик «сотрудников по цеху» дает ощущения, что твое творчество понято ими, а значит и будет понято многими другими, менее критичными слушателями.
На кого ориентирована ваша музыка? Какова главная мотивация для написания?
Для меня очень важно жить и прибывать в процессе творческого развития. Творю, потому что мне это нравится и потому что открываю для себя что-то новое. Звуки — это безграничное поле для деятельности. Звуки могут передать все эмоции. Меня мотивирует внутренняя жажда знаний, эмоций и открытий.
Где любители Techno могут увидеть вас в живую и послушать сет?
Пока я живу на острове Сахалин. Через несколько лет я перееду дальше, может быть снова за рубеж, а может быть в какой-нибудь из городов России. В моих планах в ближайшем будущем начать гастролировать. Но пока меня можно услышать в основном в клубе Kitsch в Южно-Сахалинске. Это местный андерграунд клуб с некоммерческим форматом звучания.
Пожелайте что-нибудь нашим читателям, пожалуйста.
Читайте Stereozvuq.ru и слушайте Techno!