Добрый день. Мне вас рекомендовали как очень интересный коллектив, мы бы даже сказали уникальный в наше время.

Алексей: Добрый день, возможно. (Улыбается.) Меня зовут Алексей, я солист и директор группы.
Аня: Меня зовут Аня, я «Босс» группы Rain Drops и художественный руководитель.

Впервые за всю практику слышу, что у современного эстрадного коллектива есть художественный руководитель. Как правило, должность художественного руководителя в наше время ассоциируется с театром и с камерными локациями: домами культуры, кружками самодеятельности и так далее.

Аня: С советской эпохой, наверное.

Именно. Но никак не с современным профессиональным бэндом, который успел отыграть совместные концерты с Дианой Арбениной и группой «Ночные Снайперы«. С кем вы ещё выступали, расскажите, пожалуйста.

Аня: Сергей Пенкин, к примеру. В качестве бэк-вокала мы пели со многими нашими звёздами, я горда, что мы пели с группой Queen.
Алексей: Правда, это было уже в формате мюзикла.
Аня: Так же мы пели с Филиппом Киркоровым, но это бэк-вокал. Думаю, что многие вокалисты за свою практику пели на бэк-вокале. Каждый раз, разбирая свои бэйджи, пытаюсь вспомнить с кем мы пели: с Алсу пели, с Трофимом пели, с Володей Пресняковым младшим тоже пели. На конкретные проекты осмелилась Диана Арбенина, у неё очень хороший слух, она экспериментатор великий и очень смелая.
Алексей: Да, она осмелилась именно в тот момент, когда современный жанр акапелла у нас в России не был так распространён.
Аня: Сейчас получше уже.
Алексей: Узнаваемость жанра повысилась. Теперь акапелла и битбокс довольно известные направления и на слуху.
Аня: Хочется, чтобы и у нас были случаи, как, например, с группой Take 6: они выступали, а зал встал на вручении какой-то премии. Тогда тридцать тысяч человек встали перед шестью музыкантами без инструментов, которые творили великое искусство.

Ребята, осознаёте ли вы, что на данный момент в России у вас не имеется конкурентов?

Алексей: По большому счёту да.

Это как-то облегчает ваш труд?

Алексей: Конечно облегчает.
Аня: С одной стороны да, а с другой стороны — думая, что всё просто, даже профессионал не всегда понимает, с чем может столкнуться потом, потому что, акаппельное пение как ковёр из тараканов, пусть и сравнение не самое удачное. Вот ковёр ровный, все тараканы на месте, но стоит только щёлкнуть пальцем, и тараканы разбегаются в разные стороны. Если у нас кто-нибудь кашлянет не в ту долю, или чихнёт, то весь фундамент, на котором мы привыкли стоять, начнёт уходить из под ног. Когда мы пели с Дианой Арбениной, то возникла проблема со звуком, и ей пришлось фактически лечь на монитор, чтобы хоть что-то услышать. С Сергеем Пенкиным так же возникали подобные ситуации.

Получается ответственность велика, учитывая что вы единственные представители этого жанра в медийном пространстве России?

Аня: Скажем так — практически единственные.
Алексей: В принципе мы не единственные, есть ещё конкурентные единицы. Понятное дело, что мы знаем друг друга и общаемся периодически.
Аня: Как грибы после дождя сейчас начинают появляться подобные коллективы, так как пение акапелла становится трендом.
Алексей: В начале двухтысячных в России было максимум два акапельных коллектива. Да и сейчас, вроде бы нас мало, по идее мы должны выстрелить во всех мероприятиях, но нет, концертные организаторы считают жанр акапелла хором.

Я бы назвала это искусством, а как известно — на корпоративах искусство не востребовано, как ни крути.

Алексей: Вот да, всех смущает формат.
Аня: Всё сводится к тому, что акапельное пение подобно церковному хору.
Алексей: То есть ассоциация возникает именно с этим, а не с тем, что мы можем спеть с битбоксом и прокачать зал. Во всяком случае так было раньше.

Ребята, расскажите, пожалуйста, про группу Queen. Кто кого нашёл? Немногие ведь горазды похвастаться даже тем, что когда-либо лицезрели хоть одного из участников легендарной группы, не говоря уже о выходе на совместную сцену. С чего началась ваша история?

Аня: Это было давно, в 2004 году. Я слышала, что приезжают Queen. Меня направила моя подруга, сказала, что если я не пойду на кастинг в мюзикл, то никогда себе этого не прощу. Я хотела попасть на бэк-вокал, и в конце концов меня поставили разучивать песню «We will rock you». Собственно, оттуда всё и началось. Большая часть нашей группы пела в этом мюзикле.
Алексей: А я был на даче в тот момент, мне позвонили и сказали срочно приехать.
Аня: Да, вот так мы пи спели с группой Queen.

Что почерпнули для себя от сотрудничества с Queen?

Аня: Мне очень сложно судить, потому что я фанатка Queen. У меня все обои обклеены Фредди Меркьюри. Поэтому про мастерство не говорите со мной, для меня лучше группы не бывает.
Алексей: Всё суммировалось. Атмосфера была превосходная, когда я окунулся туда: здесь артисты, здесь музыкальный материал. Было десять дней, приезжали Роджер Тейлор и Брайан Мейн, репетировали с бэк-вокалистами и оркестром. Ребята приезжали с продюсерами, мы с ними общались, пытались понять их, а они нас.
Аня: Это общение подарило мне многое, во-первых, автографы. (Смеётся.) А во-вторых, я ни с кем из наших звёзд не общалась так легко, как с ними. Что они видели, никто из наших эстрадников не видел, ну разве что только Алла Борисовна Пугачёва. Брайан Мейн очень простой в общении, под два метра ростом, с чёрными волосами.
Алексей: Он приходил в зал, снимал обувь, и у него были белоснежные носки. Он ходил по залу исключительно в носочках.

А были ли артисты, с которыми вам сложно было взаимодействовать?

Алексей: Какая-то сложность была, но в глобальном отношении, наверное нет.
Аня: Мы занимались творчеством и не было такого, что один такой, а другой сякой.

Какой у вас райдер?

Алексей: Микрофоны, порталы, микшер, — всё самое стандартное, без особых хитростей. Мы стараемся пропагандировать натуральный звук, с минимальным количеством примочек.

Какие инструменты вы воспроизводите голосами?

Алексей: У нас замечательный битбоксер — Дмитрий Седов.
Аня: У всех а капелльных групп набор обычный: труба, тромбон, контрабас, бас-гитара.

Стараетесь ли вы работать над своими внешними образами?

Аня: Корпоративный стиль есть, это желание заказчика. (Улыбаются.)

Тематические образы имеете ввиду?

Алексей: Как только начинается зима, мы предстаём в образе эльфов.
Аня: Одной нашей леди присобачили на голову гнездо огромное, она его потом очень долго снять не могла, плетёное гнездо такое с яблоками.
Алексей: У нас много друзей, когда приглашают, то как правило, озвучивают тематику праздника.
Аня: Одно время думала над тем, как я, окончившая Гнесинку, буду одевать уши эльфов на голову, да никогда, ни за что.

Расскажите какие-нибудь эксклюзивные новости для наших читалей, пожалуйста.

Алексей: Мы сейчас готовим некое шоу, перфоманс, акапельный. Я бы даже сказал мюзикл, но, знаете, скорее всё-таки акапелльный шоу-перфоманс — действо с режиссурой, костюмами и светом. Но все подробности несколько позже, когда у нас всё это структурируется.

Расскажите о своём полноценном составе.

Аня: Наша группа существует уже семнадцать лет. Я очень долгое время пела в неаполитанском ансамбле, это самодеятельный коллектив, очень большой оркестр. Каждый раз, я видела большое количество инструментов. Насмотревшись на это, поняла, что хочу сделать что-то без инструментов, лёгкую жизнь хотела обеспечить. (Улыбается.) Так, о чём это я?
Алексей: Об истории.
Аня: Да, полноценный состав, мне всё нравится сейчас. У нас было боевое крещение в 2012 году. И, главное, ума хватило назваться Rain Drops — капля дождя. Алексей Потапов — первый основатель (Указывает на Алексея.) устраивает в Москве акапелльный фестиваль.
Алексей: Я соорганизатор вместе с моим другом Андреем Горячевым. Каждый год, начиная с 2011, делаем акапелльный фестиваль, правда, в этом году не получилось его сделать. Фестиваль международный, так как артистов мы привозим из других стран. Первый был в Кузьминках в 2011 году, потом в Сокольниках, и так далее.

Зачастую музыканты имеют некое хобби — организовывать что-либо, не мешает ли это, не раздваивает ваше выбранное вами направление?

Алексей: Мне нравится. Это всё творчество. Я не роюсь в бумажках, хотя изредка приходится, конечно.

Как вы относитесь к тому, что многим артистам приходится самим заниматься планированием и организацией, концертов, съёмок клипов, фотосессиями?

Алексей: Через это нужно пройти, нужно переломить в себе нежелание это делать. Если нет определённого фундамента, творческо-денежного, то, увы.
Аня: Нашей группе, например, повезло в этом вопросе. У нас леди, которая дудук изображает, она у нас хорошо разбирается во всяких бумажках, и всем этим занимается, такая секретарская деятельность. Алексей у нас директор, на его плечах висит организация выступлений, фотосессий и так далее. Мне, например, повезло — у меня много учеников, я преподаю вокал достаточно долго и поэтому много дружеских связей, к кому я могу обратиться за помощью. На меня возложена творческая часть: научить, выучить, расписать, сочинить. У нас всё разделено, потому что если бы один человек занимался всем, это не привело бы ни к чему хорошему, это невозможно.

Расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, на кого учились?

Алексей: Ой, давно это было. Я закончил обучение в музыкальном училище при консерватории по классу валторны. Потом закончил Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М, Ипполитова-Иванова, тоже по классу валторны.

Получается передо мной два квалифицированных педагога.

Аня: Жестоко квалифицированных причём.

Расскажите о вашем знакомстве, пожалуйста.

Аня: Это я ненормальная. Я закончила училище имени М.М, Ипполитова-Иванова, а Алексей поступил в институт имени М.М, Ипполитова-Иванова. Я тогда собирала ребят в коллектив, и вот встретила Алексея, смотрю: улыбка нормальная, ноги не кривые. Думаю, причешем, приоденем, у меня это вечно пунктик в голове.
Алексей: Да, я только поступил, пришёл посмотреть на доску расписание и вот, встретились, познакомились.
Аня: И до сих пор с 2000 года вместе работаем, дела делаем.

Как в группу попали остальные участники коллектива?

Аня: С двумя девчонками мы тоже уже давно знакомы, около десяти лет. Одна из них —  Марина Привалова, которая пришла вместе с подружкой в Неаполитанский ансамбль, который базируется в МГТУ им. Н. Э. Баумана. На момент нашего знакомства Марине было 16 лет. Ещё одна леди у нас — Мария Крадинова она вокалист и единственный музыкант в нашей группе, она педагог по вокалу. И ещё у нас три парня, они все новенькие: Филипп Мищериков — басс, Иван Нужин — тенор. У обоих дирижёрско-хоровое образование. И третий с образованием по классу флейты, наш битбоксер, тоже абсолютно ни разу не вокалист. С мальчишками этими мы уже три года вместе.

Аня, получается вы самостоятельно отбираете ребят?

Аня: Да. По принципу нравится или не нравится. А ещё главное посмотреть просто на человека, приятный он, или нет — это очень важно. Кто-то из великих сказал: если вы хотите, чтобы у вас была группа, команда, то соберите друзей и научите их играть. А я бы про наших сказала, тьфу, тьфу, тьфу — соберите друзей и научите их петь. И в принципе сегодня мы придерживаемся именно этой позиции. Мы все очень неплохо общаемся между собой. Очень важно быть с человеком на одной волне и вместе закатывать посиделки какие-нибудь.

Бывают ли ссоры в коллективе?

Алексей: Конечно.

Как часто?

Алексей: Постоянно.

Ругаетесь и миритесь? Вас так много, семь человек.

Аня: Если есть кто-то один, за кем будет последнее слово, то мне кажется, что это залог того, что команда долго не развалится. Права ли я, или наоборот — неважно, главное, что все ребята подписались под тем, что мы играем по таким правилам, что я «главная», а все остальные будут прислушиваться.
Алексей: Главное, нужно обсуждать.
Аня: Всё обсуждается.
Алексей: Не запрещается обсуждать всё, что угодно. Можно и поругаться и всё прочее, но всё равно последнее слово за Аней и это правильно. Поэтому мы столько лет уже до сих пор вместе.

Есть ли у вас альбомы, синглы?

Алексей: Ни альбомов, ни синглов, нет.

Ничего не выпускаете?

Алексей: Не выступаем, сидим в квартире и репетируем. (Смеются.) Ну, скажем так, треки в процессе.
Аня: Записываем новый трек. Но вообще, мы как-то не очень серьёзно к этому подошли, потому что любим экспериментировать. Все меня пинают, постоянно твердят, что нужно что-то записать. А мы чего-то споём, сделаем, а через месяца два смотрю и не нравится, я собираюсь переделать и переделываем ещё месяца два, три, и потом снова не то.
Алексей: На самом деле композиции имеются, и они уже присутствуют в интернете в плейлистах слушателей.

Получается опыт записей был?

Аня: Да, конечно.

Есть ли специфика в записи? Голоса пишете по отдельным дорожкам или в одну?

Аня: По-разному.
Алексей: Смотря, что нужно в принципе. Когда по голосам всё разбросано, тогда удобнее работать с материалом.

У вас есть вокальный солист?

Аня: На самом деле у нас каждый поёт.
Алексей: У каждого из нас есть какие-то свои сольные композиции.
Аня: Да, обделён у нас только битбокс, потому что без барабанов у нас никак.
Алексей: Ну простите, он у нас звезда и так.
Аня: Он собирает аплодисменты. Обделённым у нас получается бас, потому что это фундамент группы, если его не будет, то без него «тухленько» получается.
Алексей: Он у нас ведущий ещё, стендаповец. Не знаю, рекламу сделать ему или нет?

Сделайте, конечно.

Алексей: Ну вот, наша знакомая Елена Новикова — режиссёр и актриса. Она много чего, режиссёр мюзиклов, решила создать стендап, очень забавно всё получается.

И получается бас принимает там участие?

Алексей: Да, потому что у него заточены мозги на это всё: поговорить, пошутить и поэтому концерты у нас проходят непринуждённые, с какими-то прибаутками.
Аня: В последний раз он так пошутил, что я еле допела, честное слово. Он такие шутки рассказывал, причём очень удачные, а нужно уже давать тон и вперёд петь и еле получилось допеть в итоге.

Кто приходит вас послушать? Каков портрет вашей аудитории?

Алексей: Основная публика по статистике от двадцати семи лет до сорока лет.

Какова загруженность? Сколько концертов проходит в неделю, месяц?

Алексей: По-разному. Может быть очень много, может быть совсем пусто.

Возможно ли озвучить пиковое количество?

Аня: Выступлений пятнадцать под Новый год, ну а бывало и целый месяц без концертов вовсе.

Вы выступали в других странах?

Аня: Конечно, ещё как.
Алексей: В Китай ездили, были в Италии.
Аня: В Китае отлично.

С кем бы поработали из артистов, если бы был выбор?

Алексей: Если честно, я бы хотел поработать ещё раз с Арбениной, нам понравилось отношение к творчеству, содружество своеобразное.
Аня: Я очень консервативна в своих пристрастиях. Мой выбор — Владимир Пресняков младший. Я знаю, что он любит эту музыку, он сам хороший музыкант, ему это интересно, ему нравится.

Вы самодостаточны? Не испытываете нужды в совместном творчестве?

Алексей: В совместном нет.
Аня: Нет такого.

Вы открыты для предложений?

Аня: Конечно.
Алексей: Бывали такие случаи, когда мы отказывались.

Где репетируете?

Аня: У меня дома. Всё для репетиции есть: колонки, пульт, микрофоны. Соседи очень радуются. (Улыбается.) Если что-то глобальное нужно отрепетировать, то, естественно, репетиционными базами пользуемся.

Архив видеосъёмки делаете?

Алексей: Конечно.

А кино хотели бы сделать про вашу акапельную группу?

Алексей: Сериал хотели сделать, причём инициатива исходила не от меня и не от Ани, а от нашего друга режиссёра и пиарщика.

Какое наше интервью у вас по счёту? Часто ли даёте интервью?

Аня: Ненавижу давать интервью. У меня какое-то воспитание странное. С одной стороны я понимаю, что чтобы о твоей группе узнали больше, нужно давать интервью, а с другой, что лучше выпустить что-то на экран, лучше концерт отыграть, чем об этом говорить.
Алексей: Мы вообще ценим конкретную работу, когда люди приходят на концерты, чтобы послушать нас и если понравится, то прийти ещё раз.

Хотели бы поэкспериментировать, например, с саундтреком к какому-нибудь фильму? Не припомню, чтобы были акапельные треки в кинематографе.

Алексей: На самом деле есть. Кстати, мы с бывшим нашим басистом уже создавали трек для фильма, кто режиссёр, сейчас точно не вспомню. Был эпизод, как какой-то хор исполняет акапельное произведение, причём текст был совершенно никакой, ладно бы музыка, но текст.

О чём мечтаете?

Алексей: Есть мечта сделать мюзикл. Скажем так, задумка интересная и её хочется реализовать.

Обойдётесь своим составом или будете расширяться?

Алексей: Мы будем своим составом, но, возможно, плюс один человек к нам подключится.

Какой возрастной ценз?

Алексей: Как минимум двенадцать плюс.
Аня: Я не знаю, почему нам ставят двенадцать плюс когда мы ездим по городам. На концертах каких-то других артистов, которые делают гораздо более нецензурные вещи вообще ставят ноль плюс.

Озвучьте музыкальные ориентиры, пожалуйста.

Аня: Queen. (Улыбается.)
Алексей: Рахманинов.

Какое у вас отношение к литературе?

Аня: К литературе отношение в меньшей степени.
Алексей: Меня что-то научное и познавательное интересует в последнее время.
Аня: Как теоретик-музыкант, я перелопатила столько книг, что теперь ненавижу читать, у меня глаза садятся. Я поняла, что когда я много читала, у меня стали садиться глаза.

А живопись?

Аня: Я девять лет ходила в студию изобразительного искусства. Мне очень повезло с наставником. До тринадцати лет я училась рисовать какие-то картины. Люблю игру с красками и цветом.

Есть ли у вас хобби?

Аня: Ролики, бассейн, хип-хоп, бегаю.

Имеете ли цели?

Аня: Не быть бочком с мусором на сцене.

Насколько критично к себе относится артист на сцене по вашему?

Аня: Очень критично. Мне не хватает во лбу звезды, чувствовать себя чем-то значимым в стакане с водой. Я иногда люблю поесть, хотя сегодня только луковицу варёную съела. У меня не идеальная фигура, я понимаю, что я не девяносто, шестьдесят, девяносто и ноги у меня не от ушей, но мне хочется хорошо двигаться, я люблю танцевать.

Алексей, у вас какое хобби?

Алексей: Ну вот с моим партнёром Андреем Горячевым делаем хоровые акапельные фестивали. Скорее это хобби.

На ваших фестивалях существует какой-либо приз?

Алексей: Это всё же фестиваль, а не конкурс, но, безусловно, есть какие-то гонорары, мы оплачиваем проезд ребятам. Но ведь, когда человек приезжает издалека и хочет показать себя или проявить, то это должно быть приятно для него.
Аня: Ой, я вспомнила про его хобби. Он очень здорово составляет графические афиши.

Алексей дизайнер?

Алексей: Нет, не сказал бы так. Просто очень люблю работать в Photoshop. Мне пришлось освоить некоторые отрасли. Ведь, когда только начинаешь, нужно во всём самому разобраться. А к кому обращаться? Денег просто не хватит обратиться к профессионалам. Друзья тоже не всегда могут, но иногда помогают, конечно.

Когда будет дебютный альбом?

Алексей: У меня большая надежда на весну 2016 года.

Есть какое-то понимание, что он будет представлять из себя?

Алексей: Ой, наше любимое выйдет. Может быть так и назовём «Наше любимое» (Улыбается.)

Сколько в вашем репертуаре композиций?

Аня: В одно время, я в сердцах снесла половину репертуара, а если бы не снесла, то было бы песен семьдесят. А сейчас где-то половина осталась.
Алексей: Ну что-то забывается, что-то вспоминается или новое пишется.

В каких программах сочиняете?

Аня: Программа — простой карандаш, нотная бумага и вперёд.

Скажите, вы единственная на сегодня акапельная группа, которая исполняет классические вещи?

Алексей: Нет, не единственная, конечно. Мы уже сравнительно недавно стали отходить от классики.

Аня: Я стараюсь выбрать те песни сейчас, которые стопроцентно не будет петь акапельные группы. Причём я понимаю, что-то отзвучало и все пытаются отштамповать, а я ни в жизни не стану этого делать.

Ребята, а могли бы вы сейчас что-нибудь исполнить?

Аня: Без проблем.

(Ребята исполняют грузинские напевы: Аня — вокал, Алексей — Барабаны. Гости в кафе отвлеклись от своих блюд и стали слушать ребят.)

Когда у вас ближайший концерт?

Алексей: 29 декабря в клубе «Мумий Тролль Music Bar«, начало в 20:30. Приходите, мы будем рады.

Спасибо большое. Замечательное исполнение. Что пожелаете начинающим музыкантам?

Алексей: Пробуйте, действуйте.
Аня: Если не можешь не петь, обязательно пой, не можешь не играть, то обязательно играй.

Примечание редакции Stereozvuq
Интервью с битбоксером и преподавателем пения акапелла Кириллом Милорадовским.