Добрый день, Александр. Вы довольно известны в современном рок-пространстве, как вы попали в это течение?
Очевидно, это был сознательный выбор. Несколько раз я пытался завязать с музыкой, но меня обратно заносило в это течение.
Есть ли для вас принципиальное различие между рок-музыкой и андеграундом?
Рок-музыка — это жанр, андеграунд, скорее образ жизни.
Что ближе лично вам?
Затрудняюсь ответить, что конкретно мне ближе.
Кого бы вы отметили сегодня на отечественной андеграунд-сцене и почему?
Ежегодно на сайте Наш НеФормат я участвую в опросе и подведении музыкальных итогов. Каждый год стараюсь максимально охватить происходящее на сцене и в музыкальном мире, и делюсь своим собственным мнением с читателями.
Был ли у вас проводник в музыкальном мире?
Очевидно, был, но это не реальный персонаж, а скорее сама музыка, и то, что я слушал с детских лет.
Как считаете, трудно ли задавать темп и создавать новые тенденции?
Думаю, что нет. Всё гениальное случается легко. Менделеев открыл периодическую таблицу элементов во сне, не думаю, что ему было тяжело в этот момент. Другой вопрос заключается в следующем: как правило люди, которые совершают прорывы в разных областях обладают определённым состоянием духа.
Как часто новые тенденции появляются в музыкальном мире на ваш взгляд?
В жанре рок-музыки для меня ничего нового не происходило в последние несколько лет, а в жанре электронной музыки за полгода, я сделал массу открытий для себя. Всё достаточно субъективно, и у каждого свой собственный взгляд на эти вещи.
Вы считаете себя независимым артистом?
Можно сказать, что я максимально открыт для манёвров, и не скован обязательствами.
Может ли независимость быть абсолютной в музыке? И каковы последствия такой независимости?
Независимость в музыке может быть. Всё зависит от внутренних рамок и установок самого музыканта. Последствия же могут быть различны, но, если последствия играют важную роль для музыканта, он уже зависим от этих последствий. (Смеётся.)
От чего в наше время может абстрагироваться артист?
От всего.
И к чему он можем приобщиться без собственного волеизъявления, по воле случая?
Ко всему.
Вы верите в случайности?
Случайностей не бывает. Всё происходящее набор закономерностей.
Случались ли с вами ситуации, изменившие вашу жизнь?
Конечно, случались разные интересные ситуации, которые меняли вектор направления в моей жизни. Это есть, и это присутствует постоянно.
Скажите, чего должна опасаться мечтающая музыкальная молодёжь?
Опасаться ничего не стоит, если внутренние установки работают правильно. Следует понимать, что музыка это один из множества кластеров, а направлять энергию можно и в другие течения, например, в поэзию, кинематограф или живопись.
Чего опасаетесь лично вы на своём музыкальном пути?
Ничего не опасаюсь, поскольку различаю понятия «путь» и «карьера».
Вы мечтаете о чём-либо?
Конечно.
Вы профессиональный музыкант?
Скорее нет, чем да.
Сколько лет занимаетесь музыкой?
Практически всю свою жизнь.
Чему вы научились за этот промежуток времени?
Вопрос относительный, век живи, век учись. Мне ещё многому нужно научиться.
Насколько важно наличие музыкального образования?
Безусловно важно. Любое образование полезно, в том числе и самообразование.
Если бы вам предложили повернуть время назад, и стать успешным юристом к примеру, вы согласились бы? Посещали ли подобные мысли вас, и как часто?
Такие мысли бывают, и периодически я прибегаю к так называемой контролируемой глупости, то есть переключаюсь на абсолютно другую сферу деятельности. Например, я работал в составе съёмочной группы и участвовал в съёмках телешоу. Также продюсирую фестиваль, выступая в качестве организатора.
Что делать, если в определённые творческие периоды, такие мысли становятся навязчивыми? Как с этим бороться?
Так и бороться, переключаясь на другую волну. Просто поехать работать экспедитором, или устроиться на производство, например. Это помогает.
Скажите, вы видели артистов и музыкантов, которые в определённый момент прекратили развиваться профессионально?
Довольно часто.
Насколько сильно бросается в глаза такая перемена?
Настолько, насколько можно видеть разницу между трезвым и пьяным человеком.
Из этого состояния возможно выбраться, или наступает предел возможностей?
Можно выбраться, а можно и остаться, всё зависит от множества факторов.
Что на ваш взгляд «предел музыкальных возможностей человека»?
Представьте сосуд, который доверху наполнен. Когда этот сосуд опустошается — больше нечего выдавать, нет энергии, нет музыкальных идей, пустота. Сосуд может быть наполненным вновь, либо остаться пустым.
Александр, насколько я знаю, вы являетесь одним из организаторов рок-фестиваля «Иллюминатор» имени Ильи Кормильцева. Скажите, от чего зависит качественный уровень фестиваля?
Любое мероприятие зависит от бюджета. В зависимости от количества финансовых средств его можно провести либо богато, либо скромно. Я же руководствуюсь иными принципами и для меня важно, чтобы мероприятие, в первую очередь, было интересным, и чтобы оно приносило радость тем, кто принимает в нём участие, и тем, кто пришёл на него.
В начале января вы получили в подарок книгу Александра Коротича «С роком сорок лет» из рук самого автора. В книгу была включена обложка вашего нового альбома «Время-Весы». Расскажите, пожалуйста, историю знакомства с Александром.
С Александром Коротичем мы познакомились на фестивале «Иллюминатор», поскольку он является личным другом Ильи Кормильцева, я неоднократно приглашал его на этот фестиваль. Ещё когда мы проводили фестиваль в Молодежном историко-культурном центре «Особняк купца В.Д. Носова» на улице Электрозаводская. Спустя несколько лет постоянных приглашений, Александр принял приглашение и пришёл на фестиваль.
Какую роль он играет в вашей творческой карьере?
Прошедший год получился итоговым годом нашей творческой, и не только, дружбы. За три года дружбы с Александром, я написал несколько песен на его стихи, собрал и выпустил альбом «Время-Весы», а Саша нарисовал обложку и снял вместе со своими коллегами видеоклип на песню «Аватар». Получается, что этот наш совместный альбом.
Насколько на ваш взгляд, его книга важна и полезна для читателей и ценителей рок-музыки?
Каждый человек, интересующийся рок-музыкой и её историей, должен иметь эту книгу, поскольку в ней собраны не только рассказы о дружбе художника Александра с музыкантами, но и истории создания образов обложек музыкальных альбомов. Среди этой когорты присутствуют достойные имена, вписанные в историю русской рок-музыки.
Расскажите про обложку вашего альбома «Время-Весы»?
Александр Коротич нарисовал эту обложку в начале лета 2015 года, предварительно прослушав альбом. Так сложилось, что в этой истории присутствует мистический момент. Рассказываю: мой профиль на обложке альбома изображён в наушниках. Это велосипедный звонок, настоящий. В последствии, когда обложка уже была готова, где-то через месяц, я ехал на велосипеде, слушал музыку в наушниках и попал в автомобильную аварию. Получилось, что обложка Александра предсказывала будущие события, но мы задумались об этом уже после того, как всё случилось.
Александр, как вы считаете, нужны ли правила в творчестве? Общие и частные, например.
На мой взгляд, творчество, это такая вещь, в которой не существует конкретных правил.
И всё-таки, какие правила вы соблюдаете в своей музыке, если говорить предметно?
У меня нет никаких правил, которые бы я соблюдал в музыке. Я интуитивно ощущаю либо радость, либо разочарование, соответственно, если меня устраивает песня, я её показываю слушателю, если нет, песня уходит в стол.
Существует ли для вас определённая структура сложения песен?
В песенном жанре должен быть припев и смысл. Текст и мелодия.
На чьей стороне приоритет, музыка или слова?
Всегда должно быть гармоничное сочетание музыки и слов.
Вы оцениваете свои песни в сумме?
Нет, не оцениваю. Я слушаю песни и сканирую самого себя на предмет: приносит ли мне это радость или нет.
Есть ли у вас знаковые и любимые песни?
Есть песни, которые пою уже несколько десятков лет. Как правило, песни становятся актуальными в разные периоды, и это зависит от многих факторов. Какие-то песни больше не исполняются, а какие-то живут долго и появляется желание играть их снова и снова.
Чьё мнение о ваших песнях для вас приоритетнее, музыкантов или обычных слушателей?
Если я вижу, что мои песни интересны музыкантам, которые играют со мной — значит всё правильно. Если интересно музыкантам, может быть интересно и слушателю. Для меня важно моё внутреннее состояние, когда сам процесс приносит радость.
Как вы считаете, для кого творит человек и для кого творите именно вы?
Я творю, потому-что творю. Если это приносит радость окружающим, значит, я творю для людей. Получается, делясь этой радостью с людьми, приношу радость себе.
Как вы относитесь к российскому творчеству, в основе которого заложен другой язык?
Я пишу на русском языке, родился в России, и работаю в песенном жанре. Творческая личность вправе использовать различные стили: рок, нью-вейв, металл, блюз и прочее. У каждого свой вкус и предпочтения.
Были ли у вас подобные эксперименты?
Нет, я никогда не сочинял песни на иностранных языках.
Как вы относитесь к матерному творчеству?
Очень негативно, поскольку слово — это сильная информация, а матерное слово заряжено мощной энергией. Когда человек использует мат в своей речи, это можно сравнить с использованием ядерного оружия там, где можно было решить вопрос мирным путём. Поэтому у меня негативное отношение к мату.
Творчество должно быть вольным или благородным?
На мой взгляд, творчество должно поднимать человека вверх, а не потакать его низменным чувствам. Творчество должно воспитывать.
Музыкальная вольность имеет форму? Она видоизменяема?
Есть множество примеров, но в целом, творческая личность вольна выдавать всё, что угодно.
Александр, ваше творчество близко многим людям, а чьё творчество близко вам?
Если говорить о музыкантах-группах, поющих на русском языке, в школьные годы это музыка группы Пикник, УрфинДжюс, проект «Банановые Острова» Юрия Чернавского и Владимира Матецкого. Сейчас так же слушаю многих своих коллег и много, что нравится.
Вы ориентируетесь на кого-либо в своей музыке? И ориентировались ли ранее?
Я не то, чтобы ориентируюсь, просто c детства слушал англоязычную рок-музыку, британскую в большей степени. Группы Led Zeppelin, Pink Floyd, Rush, The Cars. Классическую музыку, поскольку учился в музыкальной школе. Очевидно, это и сформировало мой музыкальный вкус.
У кого можно поучиться начинающим артистам?
Нужно слушать как можно больше музыки и впитывать её в себя, далее прислушиваться к себе и разбирать свои ощущения, какая именно тема вызывает в тебе интерес.
Какова на ваш взгляд перспективная современная музыка?
Как мне кажется, сейчас время-фьюжн и экспериментов на стыке стилей. К чему приведёт данная ситуация, ответить затрудняюсь, перспектива сохраняется всегда. С приходом новых технологий, процесс ускорился. Именно технологии принесли в жизнь человека легкодоступность цифровой записи и перепроизводство музыкальных инструментов и не только их. То, что раньше было уделом небольшой группы людей, сейчас стало достоянием большинства, каждый может взять и записать на компьютере всё, что придёт ему в голову и выдать в социум.
https://youtu.be/rVidmyKGZeA
Вы часто встречаете таких артистов?
Сейчас в любой квартире можно встретить молодого человека, который сочиняет стихи, записывает рэп, или играет на гитаре.
Есть замечательное выражение «Два бриллианта не могут находиться рядом», вы согласны с этим высказыванием?
Наверное, да, поскольку здесь в игру вступает момент конкуренции.
Что конкретно необходимо делать музыканту, чтобы из самородка превратиться в бриллиант?
В любой деятельности нужно самосовершенствоваться и оттачивать свой талант.
Александр, для вас важен комплекс профессиональных навыков артиста, или одно может дополнять другое?
Безусловно для меня важно, чтобы музыкант обладал определёнными профессиональными навыками, но на первом месте стоит человеческий фактор: что это за человек, какая от него исходит вибрация, комфортно ли мне с ним.
Что такое «загубленный талант»?
Это талант, зарытый в землю. Человек, который просто не сумел реализовать то, что ему было дано свыше в силу своих внутренних противоречий и состояния. Человек может быть талантлив, но характер может мешать.
Конкуренция — это стимул или препятствие?
Для некоторых это стимул, но есть и те, для кого конкуренция препятствие. Всё зависит от психотипа человека, поскольку мы все разные. Одним присущ дух соперничества и конкуренции, а кто-то тяготеет к объединяющей форме, являясь по своей сути идеалистом.
Много ли у вас было конкурентов?
Безусловно, у нас было очень много конкурентов, а сейчас стало ещё больше.
От чего напрямую зависит конкурентоспособность в музыкальной среде?
Очень важен менеджмент артиста и группы. Финансовые возможности и связи.
Вы любите кинематограф? Можете назвать несколько любимых картин?
Как и все. Мне нравятся фильмы Славы Росса, режиссёр картины «Сибирь. Монамур», фильмы братьев Коэнов. Понравилась картина Алексея Федорченко «Небесные жёны луговых мари». Из сериалов: «Звёздный крейсер «Галактика», «Однажды в сказке», всё не перечислить.
Много ли времени вы уделяете искусству?
Нельзя обозначить конкретное время в сутки. Творческий процесс происходит спонтанно и по вдохновению. Когда есть желание, беру в руки гитару и начинаю играть, либо слушаю черновики и обдумываю аранжировки уже непосредственно у себя в голове.
Возможно ли прочувствовать именно тот момент, когда человек начинает самостоятельно создавать искусство?
Думаю, да. Я, например, отчётливо помню момент радости, когда в раннем детстве мне удалось сложить четверостишье и прочитать его своим родителям. Родители меня похвалили и сказали: «Ничего себе, да ты у нас поэт». В тот момент почувствовав, что слова сложились в определённый ритм, я ощутил драйв. Мне кажется, тоже самое может произойти, если ребёнок нарисует интересную картину, или построит замок, к примеру. И тут важна первая реакция окружающих, она даёт большой стимул для развития творческих способностей у маленького человека.
Наверное, успех, это когда человек реализовал свой талант и получил на него отклик от окружающих его людей.
Как музыканту понять, что он стал успешен?
Если музыкант видит и чувствует положительную реакцию от слушателя, он может считать себя успешным.
Что заложено в вас накрепко?
Во мне существует свой внутренний моральный кодекс, состоящий из нравственных понятий, которых я стараюсь придерживаться в своей жизни. Это прежде всего искренность, подавление своей гордыни и возможность делиться с окружающими тем, что мне дорого. Для меня важно, насколько такая самоотдача присутствует в человеке.
Чем вы ещё не успели поделиться со своим зрителем?
Чем ещё не успел поделиться, тем обязательно поделюсь. (Смеётся.)
Спасибо вам большое.
Спасибо.