Добрый день, Светлана. Спасибо, что согласились побеседовать с нами.

Добрый.

Светлана, сразу вопрос, интересующий всех наших читателей: почему домра?

Домра, потому что я не прошла по конкурсу на фортепиано. Занятия домрой планировались на год, до следующих вступительных экзаменов, но через год меня уже никто никуда не отпустил. Фортепиано я в итоге всё равно освоила, но, когда мне предложили после класса домры поступить на фортепиано в ту же консерваторию, я от обиды за моё загубленное детство прекратила всяческие отношения с этим инструментом.

С какого возраста музыка с вами?

С пяти лет.

Инструменты группы Дочь Монро и Кеннеди неизменны: вокал, домра, бас и барабаны. Почему вы так преданны этому выбору?

До ДМиК у меня были два состава с электрогитарой «Хакер» и «Съешь грибы». В ДМиК гитары уже не было, и меня впечатлило так, как будто я открыла весь Дальний Восток, показалось невероятно здорово.

Посещали ли вас мысли сменить инструменты или стать вокалисткой без инструмента? Были ли подобные эксперименты?

Да куда я без домры, да и она без меня тоже. Мой состав – трио «эдектродомра-бас-барабаны» — это уже, своего рода, эксперимент.

Вы очень непосредственная группа, тяжело ли быть непосредственными в наше время? И как было раньше, лет пятнадцать назад?

Почему быть непосредственным и свободно самовыражаться, — должно быть тяжело? Независимо от времени.

Часто ли сейчас вы встречаете непосредственность в начинающих артистах?

Хороший вопрос, только начинающие артисты как-то мимо меня проходят. Это, наверное, из-за моей неспособности интересоваться ими.

Светлана, вы совсем не интересуетесь тем, что происходит сегодня на сцене? Или вам не интересны именно начинающие артисты?

Мой вынужденный обстоятельствами образ жизни не даёт мне возможности интересоваться, и не только ими.

Интересно узнать, какую музыку вы слушаете сами?

В разное время я любила наш Вежливый отказ, Dead Kennedys, Sonic Youth, Muse, Eminem. Но в силу моего, того самого специфического образа жизни, внимательно следить за всем этим, как правило, не удаётся.

Существует версия, что название «Дочь Монро и Кеннеди» как раз и навеяно вам творчеством группы Dead Kennedys, правда ли это?

Правда, когда-то это была моя любимая группа. После неё Кеннеди стал для меня навеки связан с хардкор-панком. А «Дочь Монро», чтобы было понятно, представитель какого пола поёт.

Какие носители предпочитаете: цифровая музыка, CD диски, аудиокассеты, винил?

Всё перечисленные в разное время.

Покупаете ли вы сейчас физические носители? И часто ли встречаете в продаже?

Если только кто-нибудь дарит. А что там с ними в продаже, не обращаю внимания.

Что сменит эпоху цифровой музыки?

Даже гадать не буду, не знаю.

Что порекомендуете слушать начинающим музыкантам?

Пусть слушают всё подряд и решают для себя, что такое хорошо, а что такое плохо. Что для них окажется наиболее вкусно, то и выбирают пусть.

Вы верите в пресловутое выражение «сформировать свой музыкальный вкус», или человек уже рождается с чувством тяги к прекрасному?

Человек может родиться с этой особенностью — музыкальный вкус, а может и сформировать её. Либо тебе повезло с детства, либо есть шанс, что повезёт в будущем.

Может ли человек, немного слушавший музыку, иметь врождённый хороший музыкальный вкус?

Да!

Что для вас образец дурного вкуса у музыканта?

Вкус уже сам по себе не может быть дурным. Есть дурной тон — неспособность к саморазвитию и отсутствие стремления к профессионализму.

Светлана, наша современность предполагает массу способов для саморазвития, что наиболее всего близко вам, как человеку творческому?

Рожать и воспитывать детей. Хотя мне такой случай выдался всего один раз, но и его хватило.

Достаточно ли для сцены быть просто творческим человеком и уметь всего понемногу? Или же обязательно нужно быть профессионалом одного основного дела?

Я думаю, это скорее вопрос внутренней энергии человека.

Расскажите о своей сольной деятельности, о временах до момента сбора группы. Что вам дал период выпуска альбома «Кобыль»?

Да, такая местечковая сольная деятельность в определённых кругах. Было весело, был панк-рок, секс и алкоголь, разве, что наркотиков не было. Квартирники, кухни, улица. Коля Васин со своим храмом Джона Леннона. Были друзья, как тогда казалось, навеки. Поездки в общих вагонах, автостопы, пешие туры и так далее. Всё, как у всех, для того, чтобы больше играть, общаться и просто жить. Красота, в общем. Потом всё стало сложнее.

Задумываетесь ли вы сейчас о сольной деятельности?

Нет.

Группа Дочь Монро и Кеннеди сегодня переживает четвёртый состав, в наше время наблюдается большая текучесть участников музыкальных групп, тем не менее вы заинтересованы в постоянности состава, почему? Это видение, привычка прошлых лет или более серьёзное отношение к своим музыкантам?

Это необходимость.

Чем продиктована такая необходимость?

Я люблю выступать в Москве, а одного человека до неё довезти легче, чем троих.

Почему распались предыдущие три состава? Возможно ли озвучить причины?

Причина во времени. Для всех группа ДМиК была этапом, остаться или нет, принимали решения самостоятельно Игорь Потапов, Олег Кукович, Наиль Кадыров, Алексей Петров, Сергей Батраков и Роберт Мусин. Между вторым и третьим был ещё кратковременный «двухсполовинный» состав: басист Володя Кушкин и уже покойный барабанщик Лёва Худошин, который играл и с Эдуардом Хилем, и с Сашей Чернецким. С этим составом мы записали «Прекрасного дилетанта» для трибьюта «Аквариума», он распался из-за того, что у Лёвы отнялась рука. Всех люблю и всем благодарна.

Светлана, у всех ваших музыкантов большой профессиональный послужной список, как у прошлых, так и у настоящих. Как так получается, что к вам в группу приходят именно профессионалы?

У меня не очень простые композиции, с непрофессионалами они не прозвучат.

Расскажите о своих нынешних музыкантах, как вы познакомились и как начали играть?

С барабанщиком Стасом Корнеевым меня познакомила шесть лет назад тогдашний директор группы Оля Барабошкина – известная деятельница, которая раньше работала с группами Аукцыон, Ва-Банк, Вопли Видоплясова и с Комитет Охраны Тепла. А Стас уже привёл в группу басиста Сыча — Сергея Сарычева.

Представьте, пожалуйста, каждого музыканта в отдельности.

Оба они – разносторонние творческие личности. Стас, в частности, ещё и модельер, а Сыч помимо бас-гитары играет на трубе.

Сложно ли вам удерживать сохранность состава группы, учитывая, что вы живёте в Санкт-Петербурге, а ребята в Москве?

Я не прилагаю для этого никаких специальных усилий – всё происходит само собой.

С какими сложностями вы сталкивались и сталкиваетесь касаемо этого вопроса?

Могу привести один пример: барабанщик третьего состава Сергей Батраков, которого я очень люблю, после ДМиК стал играть в группе Стаса Михайлова. Там тоже нужны хорошие музыканты.

Как вы взаимодействуете внутри коллектива? Кто принимает решения по поводу звучания песен, созданию обложек для альбомов, необходимости выступить в том или ином концерте?

Это обычно коллективное творчество. Идеи для обложек альбомов иногда предлагают дизайнеры выпускающих лейблов.

Вы прислушиваетесь к чьему-либо мнению, когда вопросы касаются вашего творчества?

У моих друзей часто возникают хорошие идеи, но бывает, что они хороши только наполовину, всё нужно тщательно фильтровать: что реально подходит, а что – нет.

Необходимо ли прислушиваться начинающему артисту к мнению коллег, представителей медийного пространства, слушателей?

Здесь то же самое: к мнению некоторых людей именно прислушиваться можно и нужно, но безоглядно доверять никому нельзя.

Как отличить нужное от безоглядного, если каждый норовит высказать своё профессиональное мнение, ведь среда музыкантов музыкантами и полнится?

Достаточно просто чувствовать: «моё» то, что они советуют – или «не моё».

Светлана, вы лидер признанной андеграунд-группы, каково ваше отношение к андеграунду в целом?

В андеграунде человеческих отношений, мне кажется, больше, чем в «большом шоу-бизнесе», но иногда не хватает музыкального мастерства. Большие мастера нередко уходят из андеграунда в шоу-бизнес, чтобы кормить семью.

Каковы ваши отношения с коллегами по цеху в мире андеграунда? Кого отметите, кому, может быть, скажете слова благодарности?

Нашей группе много помогали Олег Коврига, Андрей Тропилло, Сергей Гурьев. Участники группы Аукцыон как-то раз позвали к себе на разогрев, что они делают чрезвычайно редко.

Расскажите о дружбе с Сергеем Гурьевым, ведь именно он организовал вам первые московские концерты.

Да, Серёжа очень яркий человек и довольно много сделал для группы. Например, они с Сашей Волковым, с которым выпускали журнал «Контркультура», однажды вместе заказали мне у профессиональных мастеров электрическую домру, с которой я с тех пор могу выступать по-человечески, стоя. С настоящей домрой из-за особенностей ее корпуса можно было выступать только сидя. Ещё с Серёжей был связан смешной эпизод. Лет пятнадцать назад он позвал меня записать партии домры для альбома его группы «Чистая любовь».

Среди прочих там был русскоязычный кавер песни Deep Purple «Smoke on the Water», где они всё старались сделать как бы наоборот, в стиле диско. Друг Серёжи Максим, который там занимался музыкой, показал мне аккорды, что и где играть. А я росла на Dead Kennedys и Sonic Youth, для меня Deep Purple всегда был «совок», я вообще их никогда не слушала. И поэтому, когда мы всё записали, я из любопытства спросила: «А можно послушать оригинал?» Они все тогда чуть сознание не потеряли.

В своей песне «Блюз» вы поёте о прощальном андеграунде, скажите это вымышленный текстовый оборот, или новое музыкальное направление, сменившее андеграунд сегодня?

Это каждый должен понимать для себя сам, здесь вопрос можно оставить открытым, как в песне.

В 2013 году ваша песня «Романс» вошла в сборник «Андеграунд: современная история, ч.1. Радио пустота», чья это была инициатива? Расскажите об этом.

Я сознательно стараюсь не отслеживать такие моменты. Может быть, это произошло само собой, может быть, какой-нибудь директор постарался.

Были ли истории с иными сборниками?

Были истории с трибьютами, когда мы сознательно записывали для них кавера. Я уже говорила про трибьют песни группы Аквариум, ещё мы записывали старую советскую песню «Иди, любимый мой, иди» для сборника «Мы победили» к 9 мая.

Как вы относитесь к современной поэзии? Кто из современных поэтов попадает в поле вашего зрения?

Я уже говорила, что в силу специального образа жизни мне непросто следить за культурными явлениями. Могу сказать, что в своё время меня потряс Александр Башлачёв, а у него очень хорошие стихи. Впрочем, потряс меня Башлачёв изначально своей физиологической красотой.

Всем известно, что тексты ваших песен «Танцы-вальсы» и «Такси на Луне» опубликованы в литературно-публицистическом сборнике «Противофаза-2013», было ли это попыткой встать на поэтическое поприще?

Нет, я вообще не рассматриваю свои тексты как стихи.

Светлана, в чём отличие текстов от стихов на ваш взгляд?

Стихи могут существовать сами по себе, а тексты лучше не отделять от музыки. Но уж если кому-то очень захотелось.

Участвовали ли вы в фестивале современного искусства «Противофаза-2013» по случаю публикации ваших текстов?

Может быть, для организаторов «Противофазы» это и было лишним поводом нас пригласить.

Расскажите о своём знакомстве с Егором Летовым и выступлении на фестивале «Сирин». Как вы попали туда, чего ожидали, повлияло ли это на вас и ваше творчество впоследствии?

Егор Летов был, конечно, большим явлением, но, по-моему, не очень светлым. А на фестиваль «Сирин» мы поехали по инициативе Сергея Гурьева, который тогда вместе с Колей Рок-н-Роллом стоял у истоков этого фестиваля. Помню, что это было очень удачное выступление, но не могу сказать, что оно каким-то особым образом на что-то повлияло.

Помните свой первый сольный концерт? Расскажите о нём, пожалуйста.

Выступления для друзей настолько плавно перерастали в выступления для более широкого круга, что даже трудно сказать, какое из них можно назвать первым сольным концертом.

Как сложились ваши отношения с телевидением? Мы знаем, что вы принимали участие в съёмках программы Дмитрия Диброва «Ночная смена». Расскажите о ней.

Наверное, можно считать Дочь Монро и Кеннеди не очень везучей группой. В частности, получилось так, что момент показа «Ночной смены» с нами прозевали все, кто только мог. В результате, когда мы готовили к выпуску DVD, несмотря на все усилия, никому не удалось найти эту видеозапись.

В каких странах и городах вам довелось выступить, и где бы вы хотели отыграть концерты в будущем?

Один раз выступали в Грузии в Тбилиси на фестивале «Рок за мир на Кавказе», и один раз во Франции в Страсбурге. Кажется, это были какие-то «Дни русской культуры», с нами там в одном концерте играл Алексей Айги. Мечты сыграть в каком-то конкретном месте нет, но в другие страны и города поедем с удовольствием.

В вашем репертуаре есть кавер-версии знаменитых песен, каково ваше отношение к исполнению каверов группами, которые в целом играют преимущественно свою программу?

Я мало обращаю внимание на исполнение каверов другими группами. В своё время мне захотелось сделать кавер на песню Александры Пахмутовой «Нежность», после чего все стали говорить, что получилось очень хорошо, эта версия даже как-то оказалась у Пахмутовой на сайте, никаких протестов с её стороны не было. И с тех пор меня постоянно уговаривают делать какие-то другие кавера, убеждая, что должно получиться хорошо. Так мы делали кавера на песни групп Аквариум, Гражданская оборона и все остальные. Недавно сделали даже на Александра Аркадьевича Галича, но этот трибьют ещё не вышел.

Если не секрет, какую именно песню вы исполнили? И когда выйдет трибьют?

Песня «Плач Дарьи Коломийцевой по поводу запоя её супруга — Клима Петровича». Когда выйдет трибьют, я вообще не понимаю.

Почему вы снимаете музыкальные видео на свои песни в небольших количествах?

Все немногочисленные видео появляются в результате частных инициатив, как правило, неожиданно для меня. ДМиК – проект некоммерческий, заказывать кому-то клипы мы не можем.

Те ваши видео, которые находятся в общем доступе напоминают артхаус, вы согласитесь с этим? И почему именно артхаус? Чем он близок вам?

Так не я же выбираю стиль, а сами энтузиасты этих частных инициатив! Причём, как правило, неожиданно для меня. А вообще, то, что мы играем «не попсу», вовсе не означает, что я в кино предпочитаю артхаус Голливуду, например. Я думаю, что кино – это, в первую очередь, зрелище.

Как вы относитесь к совместной работе с другими артистами? С кем бы вы хотели поработать?

В последнее время мы дружим с группой Novykh Sisters – Сёстры Новых, которые изначально из Волчанска Свердловской области, играют смесь глэм-рока с нео-диско. Нам очень нравится давать совместные концерты – по-моему, мы хорошо дополняем друг друга. Наш барабанщик Стас Корнеев даже проектирует для сестёр сценические костюмы.

Novykh Sisters довольно известная группа, расскажите о вашем знакомстве? Есть ли идеи совместного сотрудничества? Запись песни, например, или кавера на песни друг друга?

Познакомились случайно. На концертах я иногда помогала им исполнять их мегахит «Любовные треугольники», играла там соло на домре. Больше никаких мыслей пока не было.

Открыты ли вы к сотрудничеству в целом, и к какому конкретно?

Трудно сказать, каждый такой вариант нужно рассматривать отдельно.

Вам часто предлагают подобные варианты? Вы соглашались на такие эксперименты ранее?

Обычно это касалось записей в студии: разные люди предлагали записать для их альбомов домру. Иногда я соглашалась, как уже рассказывала про «Чистую любовь», иногда – нет. Причем не всегда из-за того, что материал не нравился, порой просто времени не было.

Какие планы у группы Дочь Монро и Кеннеди на 2016 год?

Будем начинать готовить новую программу для следующего альбома. Правда, в 2016 году он наверняка ещё не выйдет.

Ваши альбомы большое событие в рок-андеграунде. Уже есть информация о новом альбоме?

Всё пока только в планах.

Спасибо, что согласились поговорить с нами.