Ян: Добрый день.
Вадим: Здравствуйте.
Сразу вопрос, два вышедших альбома группы RadioLIFE — это результат работы многих людей или достояние одного человека?
Вадим: Это совокупность работы всех ребят, которые принимали участие в каждом отдельно изданном и записанном материале. Альбом несёт в себе некий отпечаток эмоций и состояние внутреннего мира на тот момент, когда он записывался. Новый человек в записи – это прилив нового творческого общения, после которого остаётся часть этого человека в изданном альбоме.
Сколько вы создавали каждый альбом по времени?
Ян: Альбом «С чистого листа» сочиняли около полугода, записывали на студии полтора месяца. Альбом «Ждать» сочиняли месяц, записывали на студии около двух месяцев. Как-то так.
Вадим: На тот момент мы придерживались временной традиции – год, но это не является основополагающим критерием в создании альбома.
Существуют ли недозволенные временные рамки для создания одного альбома?
Ян: Я помню, что альбом «Ждать» мы создавали, подражая известным артистам. Мы работали на студии, а наш менеджмент выставлял даты предстоящего тура в его поддержку, и мы делали всё в очень жёсткие сроки. Это дисциплинирует, но многое остается недоделанным. Всё должно быть в разумных пределах.
Вадим: Думаю, что в творческом вопросе не должно существовать рамок, единственный фактор торможения – нежелание прогрессировать. В этом деле за уши тянуть – последнее дело, которое не приносит плодов как таковых. Группа — это целостный организм, если один орган не работает, его нужно либо лечить, либо удалять.
Верите ли вы в работу над альбомом более двух лет к примеру?
Вадим: Почему бы и нет, если после проделанной работы получение его плодов будет растянуто на все двадцать, тридцать лет. Достойная пенсия!
Ян: Да, верим. Вот наш новый альбом — над ним мы работаем уже два года. И это нормальный режим, есть время подумать и поискать.
Концептуальность появилась в вашем творчестве с определённых лет или изначально присутствовала в качестве основы?
Ян: Я думаю, что концептуальность в альбомах исчезла лет так десять назад. Как только появились интернет-технологии и начали широко использоваться в музыкальном бизнесе, её не стало. Но постепенно к ней будут возвращаться, я так думаю. Потому что всё стало пресно и неинтересно, исчезает художественная ценность в творчестве.
Вадим: Концептуальность — вещь очень гибкая, она приходит со временем, по мере накапливания опыта: в процессе записи, концертов и обмена информацией между коллегами по творческому цеху. Но если рассматривать с другой стороны, то концепция — это твой стержень внутреннего общения с миром.
Вы читаете книги? Что можете посоветовать из современного или из классики?
Ян: Читаем. Из современного рекомендую Виктора Пелевина. Из классики: Гарбриэль Гарсиа Маркес, Александр Пушкин, Эрих Мария Ремарк, Виктор Гюго, Чингиз Айтматов.
Вадим: Посоветовал бы классику: Фёдора Михайловича Достоевского, Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстова, тут можно просто не останавливаться, всё хорошо и полезно. Из современного сложнее, конечно: Харуки Мураками, Чак Паланик. Мало читаю современную прозу.
Кто в вашей в группе пишет песни?
Вадим: Основной материал, конечно же, солист и фронтмен группы, дальше уже совместными шаманскими приёмами работаем над аранжировками.
Ян: Песни пишем все, тексты — в основном я.
Вы помните свою первую песню?
Ян: Да, помню, она называлась «Ева». Я её посвятил красивой девушке, которая, пользуясь своей внешностью, разбивала мужские сердца и ценила в мужчинах кошелек. Классика. (Улыбается.)
Вадим: Из самого начального творчества, когда коллектив носил другое название, помнится песня «Волки» — это очень раннее творчество, и песня сочинялась с особым трепетом и волнением. Этот, как свежий выбившийся росток, который с особой любовью поливаешь и лелеешь.
Недавно у вас вышел новый сингл «Люби! Летай! Пылай!», расскажите о нём, пожалуйста.
Вадим: Новый сингл несёт в себе кардинальную перемену музыкального выражения и общего подхода к музыки в целом. Считаю, что не нужно бояться кардинальных перемен и изменений, если есть такой порыв, значит, он вызван не просто так и ему есть объяснение.
Ян: Создавали мы его около года, искали новый звук. А выйти из привычного альтернативного звучания, оказалось, не так уж и просто. Теперь работаем над новым альбомом.
Планируете ли вы снимать видео на эту песню? И есть ли на данный момент идеи?
Ян: Планируем снять на неё клип. Если всё получится, то снимем его на Марсе. Сюжет раскрывать пока не будем, а то потом будет не интересно. (Улыбается.)
Вадим: Сейчас как раз по этому вопросу идут дискуссии. Идеи есть, и они требуют тщательного разбора.
Есть ли у вас определённая песня, которую вы поёте на каждом концерте?
Ян: Да. Песня «Не верю никому».
Вадим: Есть основная программа, подготовленная к выступлению, а дальше слушатель сам тебе подсказывает, что бы ему еще раз хотелось послушать в живом исполнении. Концерт – это же, прежде всего общение со своим слушателем, надо просто ловить настроение.
Чем кардинально отличаются ваши концерты сегодня от ранних концертов?
Ян: Сейчас мы звучим лучше, поём и играем лучше, шутим острее.
Вадим: Сегодня концерты анализируются тщательнее, есть некая более детальная работа над мелочами, которые раньше не замечались в силу юности, сейчас же есть непосредственная необходимость в этом.
Расскажите о своих ранних работах и выступлениях.
Вадим: Тут можно поделить по Толстому: «Детство, юность, отрочество». Самое беспечное и яркое относящееся к детству и юности мы прошли, наступило осмысленное отрочество.
Ян: Это были поиски и подражания. Мы много репетировали, внимательно проводили саундчеки. Мы очень неплохо звучали, у нас была хорошая подача, но это были первые неуклюжие шаги.
Как собралась ваша группа?
Вадим: В стенах гуманитарных факультетов проросли много деятелей рок-культуры, я в данном случае — не исключение. Там и состоялась встреча и знакомство с сегодняшним фронтменом группы Яном. Объеденные общим желанием сочинять и играть свою музыку, мы стартовали с самого малого, что было в арсенале на тот момент – акустическая гитара и целый вагон амбиций. Со временем всё выросло из кружка самодеятельности, благодаря активному самообразованию, подтянулись ещё музыканты, и на каждой ступени мы получали новый опыт и желание идти дальше.
Пишете ли вы музыку в музыкальных редакторах? В каких работаете?
Ян: Да, пишем. Я предпочитаю Logic X. В нём мы и на студии записываем всё.
Вадим: Самый первый мой музыкальный редактор был Reason, забавно, но факт. Потом Cubase, сейчас с ребятами работаем в Logic Pro.
Как вы делаете сведение и мастеринг? Доверяете разным мастерам?
Ян: У нас весь процесс происходит у одного человека. Он нас хорошо знает, принимает активное участие в работе и мы на одной волне. Это студия «Marula Production». Может в будущем попробуем поработать с немцами, британцами и американцами. Нам интересно.
Какую роль для вас играет накопленный концертный опыт?
Ян: Огромнейшую. Мы видели всё: от кабаков до огромных площадок. И это разные измерения одной жизни. Сложно всё это описать, это нужно прожить.
Вадим: Я думаю не только для нас, а для всех, кто задействован в сфере живого исполнения и работы со зрителем, концертный опыт является основным моментом в получении практических уроков, о которых вам ни на одном вебинаре не расскажут на, якобы, примерах из жизни. Для этого нужно самому понять и всё испытать на собственной шкуре. Жёстко, но жизненно!
Когда и где у вас следующий концерт?
Ян: Совсем скоро. Сразу же после студии мы начнем кататься по фестивалям.
Что вы точно не будете делать в ближайший год?
Ян: Не выступим на фестивалях Мото-Малоярославец и Крым Фест. (Улыбается.)
Вадим: Лететь в космос.
Спасибо вам большое.
Ян: И вам спасибо.
Вадим: До скорого.