Добрый день, ребята.
Алексей: Привет.
Михаил: Привет.
Данила: Добрый день!
Расскажите, пожалуйста, о себе, кто вы, откуда и чем занимаетесь?
Алексей: Мы из Санкт-Петербурга, ездим по стране и не только по своей. Живём, радуемся, иногда работаем.
Михаил: Я родился и вырос в Питере. Помимо музыки работаю на разных работах, люблю ездить за город и проводить время с сыном.
Данила: И я из Питера, но живу за городом, играю на барабанах и работаю звукорежиссёром, ещё учусь играть на басу и изучаю польский язык.
Как давно существует ваша группа МОРЭ&РЭЛЬСЫ? Расскажите о её образовании, пожалуйста.
Михаил: В мае этого года будет восемнадцатилетие группы! Встретились мы однажды с Лёшей в автобусе №92 и решили попробовать поиграть вместе.
Данила: Я в группе чуть больше года, когда был совсем юн, ходил иногда на концерты «Морей». (Улыбается.)
Сколько альбомов, песен и клипов на данный момент вы выпустили?
Михаил: Не счесть. (Улыбается.)
Данила: Думаю не так много, как у группы ЧАЙФ.
Это официальные релизы или online-релизы?
Данила: Официальные online-релизы.
Видите ли вы принципиальное различие этих двух понятий?
Данила: Официальные — значит санкционированные самой группой, у нас в России почти все релизы официальные и уже давно почти все online.
Насколько важны сегодня официальные релизы на ваш взгляд?
Алексей: Вся официальность релиза важна тогда, когда группу выпускает лейбл или команда людей, которым ты доверяешь. Слово «официальный» требует большого промо. В другом случае можно хоть каждый месяц выпускать релиз, но такие альбомы будут размыты по субкультурным компаниям.
Данила: Релизы — это промо, и они очень важны в продвижении группы, вопрос их монетизации не является первостепенным.
Расскажите о своей музыкальной деятельности, как часто вы играете концерты?
Алексей: Бывает часто и надолго. Сейчас мы стали более избирательны, больше находимся в Питере, так как много готовимся и записываем новые песни.
Михаил: Иногда бываем и в других городах помимо Питера и Москвы.
Данила: Больше всего мы играем в Москве и в Питере. В регионах часто ситуация нестабильная, если, например, недавно прошли гастроли какой-то именитой группы или артиста, у людей не хватает, как правило, сбережений сходить на концерт менее известных российских групп.
Как у вас обстоят дела с продажей музыки? Налажен ли этот процесс?
Алексей: Надеюсь, будут лучше, в связи с упорядочиванием авторского права в стране. Повторюсь, этим должен заниматься лейбл или люди, которым ты доверяешь. Когда-то мы клеили обложки для своих альбомов собственными руками, но если так продолжать, боюсь, в перспективе не останется времени для музыки, а это ведь главное, а не продажи.
Данила: Я верю в заработки на концертах, правда, в России весьма условно работает крупный музыкальный бизнес, но я верю в молодёжь.
К какому жанру вы себя относите и почему?
Алексей: С каждым годом это всё труднее и труднее сформулировать. Техно-пауэргранж-альтерэго-интелидженс-панк музыка. (Улыбается.)
Музыканты какого, на ваш взгляд, жанра острее всего нуждаются в грамотном продюсировании?
Алексей: На данный момент — это, конечно же, lo-fi. В этом есть огромный потенциал для продюсера альтернативной музыки. Все lo-fi группы, они как овцы без пастуха. Фестиваль «Ионосфера» и прочие подобные фестивали собирают вокруг себя много новых молодых групп, но эти группы как свежее мясо без присмотра, лишь единицы что-то заработают и, что ещё мало вероятнее, попадут в поп-индустрию. Музыканты сами по себе, сами за себя. Они очень молоды, поэтому чаще всего быстро сгорают в рок-н-ролле и нужде в деньгах.
Данила: По-моему, молодёжь в России ни в чём не нуждается, они родились стариками и ждут свою молодость. То продюсирование, которое есть в нашей среде, отчасти подходит нам, а молодым оно, как корове седло! Они отлично справляются и в дальнейшем будут продюсировать всё и вся и станут локомотивом развития.
Что, на ваш взгляд, «грамотное продюсирование»? Приведите примеры, пожалуйста.
Алексей: Грамотное продюсирование — это вовремя найти нужную сумму денег и не потратить её на пустое.
Данила: Californication – как пример! Продюсирование — это направление уже отлично движущейся машины, в музыкальном бизнесе России это, кстати, ещё и изыскание и проедание огромных сумм денег. Лучший пример из России — предстоящий концерт Валерии в Лондоне с королевским симфоническим оркестром!
Михаил: Группа Кино – это грамотное продюсирование.
Вы рассматриваете продюсирование в отношении своей группы? Занимаетесь ли им сами?
Алексей: У нас есть друзья, и мы сами неплохо разбираемся в этом. Но не стоит всё взваливать только на свои плечи. Коммуникабельность — это хороший тон во всём этом музыкальном деле.
Данила: Несколько песен в альбоме мы и правда спродюсировали сами, но работая с саунд-продюсером Артёмом Клименко, мы надеемся сделать сердце альбома как можно более открытым для новых слушателей.
Какую музыку вы слушаете в данный период времени?
Алексей: Violent Soho, Talisco, Пасош и тому подобное.
Михаил: Tricky, John Frusciante, Ratatat и классику, которая есть у меня на пластинках.
Данила: Come Wind, Lost in Trees, The xx, Parks, Squares and Alleys.
Что вы слушали в детстве?
Алексей: Богдан Титомир, Depeche Mode и Nirvana.
Данила: Blur, Cranberries, A-ha, Brian Adams.
Музыканту необходимо слушать много музыки или можно обойтись прослушиванием альбомов любимых артистов?
Алексей: Смотря, какой ты музыкант, если как Борис Гребенщиков, то, наверное, ты всё уже услышал. Если как Джерри Рубин, продюсер, то надо всё время изучать и наблюдать. Я предпочитаю быть на волне времени, как сердце — сегодня медленно, завтра побыстрее.
Данила: Я большой поклонник интернациональной сцены — выискиваю группы из разных мест и стараюсь их понять и полюбить.
Как прослушанная музыка влияет на становление музыканта?
Данила: Влияет, всё влияет и даже музыка. (Улыбается.)
Алексей: Вы так спрашиваете, как будто музыкант и музыка и простой человек и музыка, это абсолютно разные люди, это не так.
Михаил: По-разному.
Какая музыка повлияла конкретно на вас?
Михаил: Разная. Joe Dassin, думаю, для меня как эталон хорошей музыки. Nirvana в пику нашему с Алексеем тинейджерству попала во внимание.
Данила: Я учился классической музыке и долго не мог воспринимать рок, а потом услышал The Offspring и понял, как это здорово быть рок-музыкантом и стал им. Сейчас стараюсь снова полюбить тихое и акустическое звучание, в этом мне очень помогает наш гитарист Миша.
В каком городе вы мечтаете выступить?
Алексей: Этих городов очень много, длинный список получится. В целом, здорово играть в любом городе, ведь первое — тебе туда оплатят билет; второе — тебя заселят в гостиницу; третье — ты увидишь сам город; четвёртое — отыграешь концерт; пятое — тебе оплатят билет обратно. Что ты теряешь? Конечно, чем дальше от родины, тем интереснее.
Михаил: Вообще тут одним городом не обойтись. Где-нибудь в Лиссабоне, может, и в Японии.
Данила: Я согласен с Алексеем, но очень хотелось бы выступить в Японии, и причём в маленьком клубе, и чтобы мы были заявлены как intelligent-punk группа. Японцы придут после работы, снимут пиджачки и разнесут всё к чертям, а мы уедем домой счастливыми.
Что бы вы хотели сказать всем представителям музыкальной индустрии?
Алексей: Я бы хотел сказать – кто все эти люди?
Спасибо за интервью.