Добрый день, Ольга.
Здравствуйте.
Не скроем, вы первый автор-песенник, с которым мы делаем интервью для нашего издания, как вам в роли первопроходца?
Отлично себя чувствую! Быть первопроходцем для меня — обычное дело.
За вашими плечами много бесед подобного рода? Какие ощущения испытывает творческий человек в процессе беседы о его творчестве?
Да, интервью я давала уже много раз. Ощущения разные, зависят от вопросов.
Расскажите о себе, пожалуйста.
Если я сейчас всё о себе расскажу, о чём вы будете спрашивать? Давайте уж по порядку!
Кооперируясь с композиторами, вы пишете песни для артистов, большинство ваших текстов опубликовано под вашим настоящим именем Ольга Коротникова. Почему такое разделение?
Псевдоним Ольга Виор появился сначала в моей авторской программе на радио, потом перешёл на книги, а потом уже и на песни. Но первые пять лет я подписывала свои работы настоящей фамилией. И их не так уж много, всего пару сотен песен. Остальные пятьсот уже под псевдонимом «Виор».
Важно ли для вас рассказывать о процессе создания текстов для песен? Был ли у вас опыт проведения мастер-классов или обучения данному мастерству?
Да, я проводила мастер-класс «Как достичь успеха в российском шоу-бизнесе?», и ещё был телепроект «Секрет успеха с Ольгой Виор». Для меня не очень важно об этом говорить, но люди интересуются.
На ваш взгляд, нуждаются ли современные начинающие артисты в информации о том «как писать тексты песен»?
Не думаю. Для начинающих артистов гораздо важнее информация о том, как «держать зал» и, собственно, вокальное мастерство. Писать тексты песен должны профессионалы. Если вы хотите, чтоб вас услышали, конечно. Я иногда сталкиваюсь с таким — «Я сам себе пишу», а у самого по три ошибки в каждом слове. Поэтому и песни такие. Слово – это инструмент, и им нужно уметь пользоваться правильно.
Вы слушаете современных артистов? Часто ли вы замечаете текстовые ошибки в их песнях? Режут ли такие ошибки слух?
К сожалению, общее количество текстов очень низкого качества. Конечно, режут.
Как вы относитесь к «растягиванию слов по заданным нотам» и к «неправильному пропеванию ударений в словах»? Мы всё чаще и чаще замечаем это у поп-артистов, склонных копировать западную соул-манеру исполнения. Можете прокомментировать?
Нужно понимать особенности языковых различий, фонетику, длительность звуков. Если всё учтено правильно, получается красиво. Если нет – смешно. Вольное обращение с ударениями также говорит об общем низком уровне произведения.
Чего категорически нельзя допускать при написании текстов песен?
Нет такого критерия «категорически нельзя». Можно всё. Но сделано это должно быть со вкусом, и в стиле того исполнителя, для которого вы пишите.
Какими секретами написания текстов вы могли бы поделиться?
Я уже и так сказала много лишнего! (Улыбается.) Нужно искать свою оригинальность, свой стиль. Я работаю со словом бережно, иногда много сайтов просматриваю и словарей пролистываю в поисках нужных мне слов или информации. Это работа, о которой слушатель и зритель не догадывается, но на результате она сказывается всегда.
Вы очень известный питерский поэт, и написали тексты к песням не менее известных исполнителей, среди них: Светлана Сурганова, Елена Ваенга, Наталья Подольская, Юлия Михальчик, группа Челси, Афина, Ирина Ортман, группа Декамерон и многие другие, расскажите, как происходит ваш синтез с артистами? Кто кого находит?
Артисты ищут хороший песенный материал, а его не так много. Поэтому рано или поздно, но они приходят за текстами ко мне!
С кем из артистов вам было сложно работать?
Со всеми легко.
С кем у вас более дружеские отношения, нежели рабочее сотрудничество?
Я бы порекомендовала всем не переходить границу рабочих и дружеских отношений. Так удобнее и правильнее. Как только рабочие отношения перейдут в дружеские, то работе конец, а потом и дружбе. Это относится к тем, на кого вы работаете. А с коллегами по цеху и соавторами, конечно, прекрасные дружеские отношения.
Бывает так, что вы пишете текст на уже существующую музыку, а артисту не нравится, или он/она пытается внести свои коррективы в написанный вами текст?
Бывает.
Как стоит относиться к данным правкам автора извне при совместной работе?
Если правка улучшает общую картину, то соглашаюсь.
Кто из ваших артистов оказался наиболее благодарным творческим партнёром? Они вам помогают рекомендациями, рекламой и прочим?
Совсем недавно у меня вышла шестая книга стихов «Держусь за воздух», и там тёплые слова о нашем сотрудничестве оставили и Светлана Сурганова, и Юля Михальчик, Лариса Луста, и Афина, и мои прекрасные композиторы. Книги, кстати, можно у меня заказать, пишите, я вам вышлю их почтой.
Случались ли в вашей жизни конфликты на почве текстов? И как складываются ваши отношения с коллегами композиторами?
Конфликтов не было, ну а всякие рабочие моменты, конечно, случаются. Отношения тёплые и дружеские.
С кем из композиторов вы работаете годами? Есть ли такие?
Есть такие. Все! Я не отпускаю от себя талантливых людей. Юлиана Донская, Алексей Яковель, Сергей Аристов, Елена Камская — это композиторы, с которыми мы вместе уже многие годы, знаем и ценим друг друга. Но в последние несколько лет добавились новые имена и родились новые песни, это прекрасные композиторы Оксана Бражникова и Дмитрий Чистяков.
По какому принципу вы выбираете соавторов?
Принцип один – сработаемся или нет. Слышим, чувствуем друг друга, значит получится песня.
Вашим соавтором может стать малоизвестный музыкант или артист?
Никто не рождается знаменитым, если он не наследный принц.
Расскажите о правовой основе написания песен. Многие артисты не знают, как с этой основой работать.
Есть создатели песни (авторы) и исполнители (артисты), иногда это совпадает. Авторы дают разрешение артисту использовать созданное ими произведение за определенную сумму и на определённый срок. Все подробности прописываются в договоре. Исполнитель обязуется указывать автора в своих альбомах, концертах и выступлениях, чтобы по закону «Об авторском праве и смежных правах» концертные площадки и радио, теле сети отчисляли авторский гонорар за публичное исполнение произведения. Подробнее, можете прочитать на сайте РАО (Российского Авторского Общества).
Три подводных камня, на ваш взгляд, в авторстве нашей реальности?
Большинство артистов зарабатывает деньги на частных концертах, корпоративах, и в этом случае авторские права никто не учитывает. Очень небольшие суммы авторского гонорара (даже при моём количестве песен и исполнителей), и нерегулярно они приходят.
Обязательно ли регистрировать права на свои тексты и музыку в РАО и его альтернативах? Что показывает практика?
С некоторыми артистами можно работать напрямую, но всё зависит от порядочности продюсеров или директоров артиста. Авторское общество, хоть и возьмёт свой процент за услуги, но всё-таки это какая-то гарантия. Они заинтересованы в ваших гонорарах, так как там и их доля.
Что первостепенно необходимо сделать музыканту, если он услышал в свой адрес: «Хочу купить вашу песню или текст вашей песни»?
Улыбнуться! Значит, его творчество кому-то интересно!
Как работать с договором по передаче прав на использование вашей интеллектуальной собственности?
Договариваетесь устно и скрепляете свои решения договором. Я рекомендую договор на передачу неисключительных прав на пять лет. За это время артист уже делает аранжировку, и продвигает песню на рынок музыкальной индустрии. Если песня все эти годы пролежала без движения, вы имеете право расторгнуть договор и перепродать её другому артисту.
Насколько безопасны такие договора?
Договор составляется в свободной форме, в двух экземплярах для обеих сторон и носит скорее уведомительный характер. Главное, зарегистрируйте свою песню.
Вы сталкивались с ситуациями беззаконного присвоения интеллектуальной собственности, скажем, написал музыкант песню, выложил в интернет, а через месяц слышит свою песню в исполнении группы Х по радио? Что делать в такой ситуации? И стоит ли что-то делать вообще?
Нужно связаться с группой Х, и поставить их в известность, что Вы автор этой песни. Они могут этого не знать. После этого вы договариваетесь и оформляете права.
Пожалуйста, поделитесь вашими впечатлениями об авторских отчислениях в работе с малоизвестными артистами и очень известными артистами? Велика ли разница?
Конечно, разница есть! Начинающему артисту не собрать большой зал, а отчисления авторам напрямую зависят от общего сбора по билетам на концертах. У меня есть исполнители, которые собирают на сольные концерты Ледовый Дворец, а есть те, которые поют в Домах Культуры. Разница в тысячи раз.
Может ли авторская деятельность прокормить человека?
Прокормить в буквальном смысле – да! На кефир хватает.
Сколько песен вы написали до сегодняшнего момента?
Около семисот.
Вы когда-нибудь писали тексты, вдохновившись артистом, для него, но не будучи с ним знакомой?
Да. Песня «Воздух» написана именно так для Светланы Сургановой.
Вы обладатель премии «Золотой Граммофон», какая ваша песня завоевала этот титул?
Последняя песня, удостоенная этой награды «Не обернусь, уходя» композитор Сергей Аристов, исполняет Ирина Аллегрова. До этого были другие граммофоны у Юли Михальчик.
Хороший текст плюс хорошая музыка плюс хороший исполнитель — это залог успеха?
Аранжировщика забыли! (Улыбается.)
Кроме всего прочего, вы поэт и записываете аудиостихи. Расскажите об этой деятельности.
Кроме всего прочего, я – поэт. И это — главное! А как моя поэзия доходит до людей, это вопрос второстепенный. Это могут быть книги, песни, мелодекламация, что угодно. Пару лет назад я решила послушать, как будут звучать мои стихи в исполнении профессиональной актрисы. Так получился альбом «Богема», на котором двадцать восемь моих стихотворений читает Катя Шимилёва, и каждое оформлено прекрасной музыкой Петра Малаховского, который импровизировал прямо во время записи альбома на студии.
Сколько вы издали сборников стихотворений всего?
Вместе с аудиокнигой у меня семь сборников стихов. Новая книга вышла совсем недавно.
Если малоизвестный артист напишет музыку к вашему стихотворению, разрешите ли вы ему исполнять получившуюся песню?
Надо посмотреть, что из этого выйдет!
Что бы вы хотели сказать начинающим артистам?
Ничего не бойтесь и никого не слушайте! Идите своей дорогой!
Большое спасибо.
И вам спасибо.