Здравствуйте, Игорь.

Здравствуйте.

Скажите, как происходило знакомство будущих участников коллектива МимоНот?

Это был длительный, но целенаправленный процесс. С нашим барабанщиком Кириллом мы познакомились, когда нам было по шестнадцать лет. С тех пор дружим и играем вместе. Остальные участники команды подтянулись постепенно: сначала пианистка Аня, затем кларнетистка Маша, и, наконец, басист Данила. Всё — в той или иной степени благодаря Московскому Колледжу Импровизационной Музыки, где мы в разные годы и на разных отделениях постигали музыкальную науку.

Вы действительно на всех своих концертах попадаете в ноты?

Кто вам такое сказал?! Клевещут! (Улыбается.) Но мы стараемся, да.

Чем навеян ваш репертуар, какие события вас подвели к той музыке, которую вы сегодня исполняете?

Если прямо отвечать на поставленный вопрос — то репертуар целиком и полностью навеян любовью к красоте и гармонии, как бы странно и банально это ни звучало. А каждая песня по отдельности вызвана в жизни чем-то своим — от скуки на лекциях в юношестве, до размышлений в метро по пути на работу сейчас. Ну и «мы есть то, что мы едим», поэтому строительным материалом для нашей музыки выступает всё то, что мы слушали и читали с детства и до сих пор.

Насколько осознанно вы используете джаз в своих работах? Это основное направление вашей деятельности или джаз является естественным последствием вашего обучения в специализированном учебном заведении?

И так, и эдак. Любовь к джазу мне привили родители в глубоком детстве — до сих пор помню, как ребёнком отплясывал под пластинку Ленинградского Диксиленда, и какое счастье меня переполняло при этом. Но осознанно и системно относиться к этой музыке я стал только после МКИМа, это правда.

Расскажите о своём колледже импровизационной музыки?

О, это прекрасное место, где работают святые люди, настоящие фанатики музыки и своего дела, обладатели недюжинной веры в род человеческий. Основанный в 1967 году, как джазовая студия Москворечье, колледж и сейчас несёт в массы собственную, уникальную методику преподавания джаза. Дело в том, что все предметы — от общего фортепиано и сольфеджио до специальности и ансамблевой практики, там подчинены развитию свободы музыкального мышления и обучению импровизации. Нет ничего случайного, всё находится в стройной системе и помогает одно другому. Во многом поэтому нам в команде так легко общаться друг с другом — ведь со студенческой скамьи мы думаем в одном русле. До сих пор порой скучаю по колледжу. Это были незабываемые годы.

Кларнет и флейта редкое сочетание, почему вы выбрали такие инструменты в состав?

Ну, честно говоря, вместе они у нас так ни разу и не звучали. Хотя планы такие были, и у меня до сих пор где-то лежит несколько аранжировок для подобного духового дуэта. Но в данный момент единственный духовик в нашем составе — это Маша Панкова, она играет на кларнете и сопрано-саксофоне.

Совсем недавно вы выпустили дебютную пластинку, расскажите о ней.

Мне очень трудно непредвзято рассказывать о ней, потому что иногда мне совсем серьёзно кажется, что мы записали шедевр. Потом самокритика снова берёт верх, конечно. Впрочем, я попробую. Писали мы этот альбом с позапрошлой осени до середины прошлого лета, потом занимались монтажом, сведением и прочими таинствами постобработки. Если говорить о внутренней «кухне», то совсем «по канону» подобной музыки, то есть полностью «живьём», записаться, в силу разных причин, не получилось. Но мы старались максимально приблизиться к этому канону — в частности, барабаны с басом и клавиши с гитарой писали попарно, чтобы сохранить на записи элемент живого взаимодействия друг с другом, из-за которого многим так симпатичны наши концерты. Что до песен, которые туда вошли, то это наша проверенная временем клубная программа, а точнее самые любимые песни из неё. Альбом-то первый, хочется сразу самое яркое показать. Но и для второго у нас кое-что припасено, не хуже!

Происходили ли изменения в составе участников, пока записывался ваш альбом?

Уже во время сведения нас покинул басист Митя, ушёл играть совсем уж джазовую музыку, к которой всегда тяготело его сердце, в группу Masala Quartet. Но новый участник — Данила, очень быстро влился в наш коллектив и сейчас группа снова звучит ничем не хуже, а в чём-то даже и лучше, чем состав, записанный на альбоме. А за Митиными успехами в Masala Quartet я с большим интересом и удовольствием слежу и сегодня — отличную музыку ребята играют.

За кем в вашем коллективе последнее слово, когда дело касается музыки?

Хотелось бы сказать, что у нас демократия и полное народовластие, но если речь действительно о последнем слове, то оно, скорее всего, за мной. Хотя, надо упомянуть, что обычно консенсуса удаётся достигнуть гораздо раньше и никакие «последние слова» не требуются.

Почему ваша дебютная пластинка не имеет названия?

Просто название альбома совпадает с названием группы! Это давняя традиция, ведущая своё начало ещё с шестидесятых годов — вспомните первые альбомы Led Zeppelin и Queen. Поэтому, раз уж мы играем музыку, отличающуюся некоторой, в хорошем смысле, старомодностью и винтажностью, мы решили сделать такой вот дружеский кивок в сторону великих. Тираж компакт-дисков изначально был небольшой, но он уже подходит к концу и нам скоро придётся допечатывать ещё. С другой стороны, лучше так, чем несколько коробок со старыми альбомами, которые пылятся у многих хороших музыкантов на антресолях, без особой надежды их покинуть.

Ваш альбом продаётся только на физическом носителе или планируете ещё и цифровые продажи?

Изначально были только компакты, но сейчас мы уже представлены на всех более-менее заметных цифровых площадках — iTunes, Google Play Music, Kroogi, Яндекс.Музыка и многих других. Ищите нас там!

Как прошла презентация пластинки в FAQ-кафе?

С успехом и воодушевлением, при аншлаге и отличном звуке. Кроме прочего, показали там целых три новых песни, которых не было ни в альбоме, ни на наших концертах до того.

Скажите, нужно ли в наше время тратить годы на запись альбома, когда можно просто выпускать синглы, чтобы поддерживать интерес к своему творчеству?

Если честно, мы много думали над этим вопросом. Как и многие. Но на поверку оказывается, что все так говорят и все так думают, а новых альбомов радикально меньше не становится. Думаю, это потому, что всё-таки альбом — это настоящее музыкальное путешествие, в которое хочется отправиться группе и взять своих слушателей с собой. Впрочем, сама идея сингла мне, тем не менее, очень нравится и я не исключаю, что мы к ней ещё вернёмся.

Вы когда-нибудь сравнивали себя с другими коллективами?

Постоянно. От своих юношеских кумиров, до современников, играющих в тех же клубах в другие дни. Впечатления самые разные — то хочется навсегда отложить гитару, потому что чьего-то уровня мне уже никогда не достичь, то наоборот, чужая музыка так поражает и окрыляет, что хочется бежать и немедленно писать что-то не хуже.

С кем вас сравнивают друзья и коллеги? Бывало ли такое?

В последнее время с какой-то маниакальной частотой в этой связи упоминается группа «Несчастный случай». Это с одной стороны, приятно, потому что я действительно ими заслушивался в юности и без их влияния не обошлось, а с другой стороны, хочется верить, что мы делаем свою собственную музыку, и все сходства только на поверхности.

Вы делаете современную музыку? И как относитесь к такой временной интерпретации?

Нет, скорее наша музыка немного старомодна — мне кажется, что не всё ещё сказано на этом языке. Хотя мы, конечно, не чураемся современных выразительных средств — семплеров, новых возможностей аранжировки и записи.

Какого рода эмоции вы испытывали и испытываете к коллегам по цеху?

Исключительно положительные. Кого-то просто слушаю с восхищением, с кем-то хочется поделиться опытом, помочь выйти на новый творческий уровень. Ну а если чья-то музыка мне совсем не близка — просто отхожу в сторону, ведь если она не нравится мне, это не значит, что она не сможет найти своего слушателя, который её оценит по достоинству.

В своём райдере, в одном из пунктов вы просите два монитора, но нигде не озвучена просьба, чтобы они были рабочими. Если вы приедете в клуб, там будет два монитора, но совершенно нерабочих, какими будут ваши дальнейшие действия в таком случае?

Что поделаешь — будем играть, ведь зрители в зале не виноваты, что организаторы не озаботились соблюдением райдера в полной мере. Но с такими организаторами мы, скорее всего, уже не будем сотрудничать. Если речь, конечно, не идёт о каком-то уважительном форс-мажоре.

Судя по опубликованной афише на вашем сайте, вы осваиваете площадки преимущественно в Москве, неужели не приглашают или пока сами не планируете выступлений в других городах?

Приглашают, но пока не так часто, как хотелось бы. Хотя ответы на вопросы, которые вы сейчас читаете, я пишу из поезда в Брянск, куда еду как раз играть концерт!

Что представляет собой неделя группы МимоНот?

Точного расписания нет, но всё обычно укладывается в следующий цикл:
— репетиция (записывается на диктофон)
— внимательное отслушивание записанного материала
— анализ
— работа над ошибками на следующей репетиции (снова с записью).
И так — до бесконечности, с перерывами на концерты и фестивали. Порой изнанка музыки — это довольно нудная и кропотливая работа, но если бы спросить самих музыкантов — они никогда бы не хотели перестать ею заниматься.

Вы сталкивались когда-либо с хамством людей, которые приходили на ваши концерты?

Нет, наоборот, порой куртуазность и учтивость проявляли самые неожиданные люди. Например, лучший комплимент в своей жизни я услышал от охранника одного из клубов, где мы играли. Звучал он так «Вообще красава!». Но это было сказано от всего сердца, поэтому и запомнилось.

Сталкивались ли вы с недоброжелателями в интернете?

Всякое бывает. Бывают и недоброжелатели, а бывают и такие «доброжелатели», с которыми никаких недоброжелателей не нужно. (Улыбается.) Но мы все опытные люди, на сцене довольно давно, и нас равно не задевают ни разговоры в зале во время музыки (а порой, к сожалению, это бывает), ни странные выпады в Сети. Наше дело — играть, и играть хорошо.

Как бы вы оценили сегодняшнее время и музыкальную культуру в нашей стране?

Сейчас время колоссального роста уровня формы, но, к сожалению, пока что без симметричного прогресса со стороны содержания. Современные исполнители порой демонстрируют просто запредельный уровень владения вокалом и инструментами, но очень редко — соответствующую этому внутреннюю работу, и это слышно в каждой ноте. А ведь без этого всё теряет смысл, как по мне.

Вы играете для себя или для людей?

Однозначно — для людей. Хотя и нам самим никто не запрещает получать удовольствие в процессе.

Попадают ли ваши песни на fm-радио?

Было несколько единичных случаев, но регулярной ротации пока нигде нет.

Какую музыку вы слушаете?

Любую, которая может помочь в нашем собственном музыкальном развитии. От современного европейского и американского джаза до барокко, не исключая при этом и популярных жанров и исполнителей — как старых, так и современных, как зарубежных, так и советских и российских.

Спасибо большое.