Здравствуйте, Дмитрий (B.R.Y.C.E.). В какой момент к вам пришло желание заниматься музыкой?

Здравствуйте. Наверное, это прозвучит банально, но, как и у всех детей, желания не было абсолютно никакого. Дело в том, что любовь к музыке мне с ранних лет стала прививать моя бабушка. Она и мой дедушка были музыкантами. Бабушка в прошлом пианистка, а дедушка военный дирижёр. Музыка окружала меня с ранних лет. Как и всем детям, мне больше хотелось погонять мяч во дворе, посмотреть мультфильмы, а не слушать пластинки с непонятной для меня музыкой.

Где вы родились?

Я родился и вырос в Москве. Мои отец, дед и прадед всю жизнь прожили в столице, так что я коренной москвич.

Большинство ваших работ, представленных на PromoDJ, записаны в соавторстве с другими музыкальными продюсерами. Вы сторонник коллективной работы?

Не совсем. Я сторонник конечного результата, а сколько людей трудилось над тем или иным треком — это уже неважно. То, что мои треки созданы совместно с разными музыкантами и продюсерами, это скорее случайность. Да-да, потому как, начиная работу над тем или иным треком, я не задумываюсь, как он будет звучать, как-то само складывается, что послушав мои заготовки и наброски, мои друзья-музыканты предлагают какие-то идеи, порой неожиданные даже для меня. Например, я набросал какой-либо рисунок на фортепиано, басист предложил использовать бас, хотя, скажем, я бас-гитару в треке изначально не планировал, но не просто бас, а сыгранный именно на пятиструнном басу, так как, скажем, нота Ре малой октавы будет звучать более «мясисто», чем тот же звук октавой выше. Это мелочь, но из таких мелочей и рождается в конечном счёте качественный результат.

Как вы знакомитесь с зарубежными музыкантами?

В наше «время коммуникаций» это не составляет никакого труда. Есть огромное количество сайтов, форумов, и социальных сетей, к тому же за свою музыкальную жизнь я успел познакомиться со многими музыкантами, в прошлом жившими в России, а сейчас проживающими и работающими за рубежом, они в свою очередь и показывают мои работы своим друзьям-музыкантам. Работает принцип «Домино».

Насколько существенно музыка отечественных музыкантов сильнее или слабее музыки западных?

Отвечу кратко — она другая! Знаете, в чём уязвимое место многих современных западных музыкантов? Они в большинстве своём являются заложниками штампов. Да, сейчас многие, возможно, со мной не согласятся, но давайте включим наугад за последние скажем лет пять-семь любой стиль, и что мы увидим? Развития — ноль! Да, где то поменялся рисунок баса, где-то темп увеличился или уменьшился, где-то стало чуть больше обработки, но в целом, если подвести черту и суммировать, можно сказать так: «Я где-то уже это слышал».

Что такое музыкальный опыт и за счёт чего он должен формироваться, как вы думаете?

Опыт — это труд и саморазвитие. Любой, решивший связать себя музыкой как c делом жизни, должен сразу понимать, что его ждёт не аллея, усыпанная розами, а каменистый путь, который он должен пройти сам, и в конце понять — его это путь или нет. И чем раньше он это поймёт, тем быстрее он начнёт развиваться, как музыкант, звукорежиссёр, композитор и так далее, или же тихо сойдёт с него и будет искать свою непротоптанную тропинку. Наверное, я слишком художественно всё обрисовал? Отчасти да, но ведь, согласитесь, что опыт это то, что ты какое-то время копишь, а потом приходит время и начинаешь им делиться, а если этого не делать, то опыт превращается в обузу, а обуза по своей природе пользы не несёт никакой.

В чём разница между начинающим музыкантом и профессиональным?

Никакой. И профессионал, и начинающий — это прежде всего музыкант, а профессионализм — это всего лишь чуть больший объём опыта за плечами, о котором мы говорили ранее.

Как вы относитесь к критике в адрес ваших работ и как часто вас кто-то критикует?

Знаете, беда нашего времени в том, что критиками становятся все, хотя раньше этому ремеслу также обучали и довольно долгое время, скажем, как кинодраматургия, кинокритика. Сейчас же всё поменялось, поэтому критиком может стать кто угодно: от твоей девушки или соседа по лестнице, до коллег по цеху. Моя же задача уметь различать эту самую критику, и главное — отсеивать. Критика, скажем, моей мамы, а она слушает все мои работы — это одно, критика моих друзей — это уже другая сторона медали, критика звукорежиссёра в студии — это совсем другая «песня». Всегда сложно всем угодить и надо об этом помнить, главное — оставаться верным самому себе, и тогда любая критика будет лишь приятным дополнением к твоей работе, а, возможно, она поможет по-другому взглянуть на твои же собственные ошибки и промахи.

Что такое современная музыка в вашем понимании?

Это та музыка, которую слушают спустя много времени от момента её создания. Парадокс, но факт. Современное никогда не стареет. Как доказательство моих слов взгляните — сколько за последние пару лет сделано ремейков и ремиксов на композиции, которым уже далеко за двадцать, тридцать, а то и сорок лет! Вот это и есть современная музыка.

Входили ли вы в состояние ступора при создании композиций, когда результат получался не таким, каким вы его планировали?

Да, и не один раз, даже будучи студентом в Училище имени Гнесиных, правда, мой преподаватель научил меня избегать подобных ошибок. Когда работа не идёт — отложи её. Да-да. Отложи на день, два, неделю. Иногда даже полезно не слушать никакой музыки, ведь помните известное изречение? Самое прекрасное в музыке — это пауза! Конечно, есть работы, которые сейчас бы я сделал совсем иначе, чем, скажем, лет пять назад, но я не из тех людей, которые могут нарисовать картину, потом взять и стереть всё полотно начисто только потому, что в каком-то месте, как оказалось, неровно нарисована трава или дерево чересчур кривое. Нет. Конечно, надо всегда ставить планку высоко перед самим собой и стараться взять её, но если ты спустя какое-то время сам понимаешь, что можно было бы сделать иначе — это хорошо, значит, ты способен критически относится к тому, что ты делаешь, а это безотказный «рычаг для снятия розовых очков».

Возникало ли желание спустя продолжительное время что-либо переделать в своих старых работах?

О, да. (Улыбается.) Но я не переделываю, а просто сажусь и сочиняю что-то новое.

Могли бы вы сравнить, например, 2000 и 2016 года на предмет изменений в восприятии музыки слушателями?

И да и нет. Просто изменилась эстетика прослушивания музыки. Ведь помните, как раньше было? Я помню, будучи мальчишкой, нёсся в магазин «Мелодия» за какой-нибудь пластинкой, а если удавалось что-то купить, что-то стоящее — это был двойной праздник. (Улыбается.) С трепетом приносил домой, включал проигрыватель, аккуратно опускал игру на винил — это же был целый ритуал! А сейчас? Флешка в автомобиле воткнута или два предмета в ушах, торчащих из телефона, называемых наушниками — вот и вся эстетика.

Где сейчас люди слушают музыку? Правильно — в авто, в пробках. Нет, конечно, ходят и на концерты и на OpenAir-фестивали, но это явления редкие, а музыка стала всего лишь способом скоротать временя в многочасовых пробках или фоном в маленькой квартире огромного мегаполиса. Отсюда и требования к качеству современной музыки. Ведь мало кто поспорит, что качество всей индустрии звукозаписи заметно упало с появлением мобильных устройств и т.д. Хотя я безумно рад, что до сих пор я могу прийти в магазин и купить CD, а сейчас снова набирает обороты винил — и это просто прекрасно! Поэтому я искренне надеюсь и верю, что вернётся то время, когда для прослушивания альбома Sting народ как и раньше будет собираться кампаниями и, держа текст песни на коленках, будут подпевать ему в такт.

Наблюдаете ли вы за востребованностью жанров? Какой музыкальный жанр находится сегодня на высоте?

Как и любой музыкант. Конечно, я стараюсь отслеживать наиболее яркие направления, которые появляются. А иначе ты будешь выброшен «за борт » и это суровая реальность. Но, опять же тут как в искусстве кондитера, главное, не переусердствовать со специями. Надо выбирать только лучшие сливки! Как только ты для себя выберешь ориентиры, исполнителей, которые близки тебе по стилю, звучанию, то не нужно будет метаться между высотами в поисках самой высокой вершины, ты просто сам начнёшь покорять свою гору, а не пытаться спихнуть кого-то с его вершины.

Ведь что такое востребованность? Это то, что слушает определённый класс людей в том или ином возрастном промежутке. Например, для старшего поколения востребован, скажем, тот или иной певец, для поколения помоложе — другой, и как тут понять чья высота выше? И тех и других немало. Главное, понять для себя — что ты хочешь донести до слушателя? Чем ты готов поделиться? Что ты можешь рассказать? Вот это на мой взгляд основные ориентиры в любом творчестве, не только в музыке. Тогда не нужно думать о том, будет ли твоя песня востребована или нет.

Какую музыку вы слушаете, назовите, пожалуйста, имена тех людей, чьё творчество вам импонирует?

Имён много, но поделюсь некоторыми, кто писал и пишет именно музыку, а не пытается втиснуться в моду и течения. Это Ray Charles, Norah Jones, J.S. Bach и другие.

Зачем некоторые люди пишут музыку, как вы думаете?

А почему люди начинают рисовать? Почему люди начинают писать стихи? Почему люди влюбляются? А, главное, зачем? Если хоть один человек мне ответит на этот вопрос — я буду считать его гениальнейшим человеком в мире, ибо на этот вопрос ответ не найден до сих пор ни Гомером, ни Шекспиром, ни Пушкиным — потому что ответа на него нет. Они его искали в стихах, а музыканты пытаются найти в музыке.

Насколько отечественные продюсеры зависимы от технологий, которые диктует запад? Не будь у нас компьютеров, программного обеспечения, как в таком случае обстояли бы дела?

Изначально они абсолютно независимы, но, к сожалению, сами себя толкают на путь повиновения. Конечно, технологии отчасти движут и диктуют какие-то аспекты в звуке но далеко не все и не всегда. Скажу на своём примере — я до сих пор работаю на компьютере, которому уже более шести лет. Столько же примерно и программам, а мониторам и того больше. То есть техника — это всего лишь помощь для достижения результата, а многие наши музыканты думают, что, имея в арсенале дорогие синтезаторы, мощные компьютеры, они уже на полпути к успеху, но увы это не так, ведь вспомните раньше — был семплер-скажем TS-10, 16 midi каналов и полифония 32 голоса. Тридцать два!

А если в придачу имелся Mac со Studio Vision и ProTools 3-тот был практически на вершине технического прогресса. Но даже имея подобное оборудование в те времена, далеко не каждый мог в полной мере использовать его потенциал, ибо попросту не знал что с ним делать. Так и сейчас, многие музыканты и аранжировщики гонятся за последними библиотеками с семплами, за навороченными виртуальными инструментами и совершенно забывают для чего это всё нужно. Ведь сейчас любой музыкант, пишущий музыку дома скажет вам, что для написания современного трека достаточно иметь в базе не так уж и много чего. Тем более вы не будете отрицать, что «живые» инструменты, «живое» исполнение всегда стояло на голову выше любого электронного проекта, поэтому, отвечая на ваш вопрос, как обстояли бы дела, не будь всего этого отвечаю — хорошей музыки было бы больше.

Наши же ребята, по большей части никому неизвестные, сидящие и творящие дома буквально на коленках, используют в работе далеко не передовые компьютеры, стараются прежде всего создать образ, настроение, если хотите. Конечно, порой эта музыка не для танцпола, но именно такие музыканты дают новые течения и направления в современной российской электронной культуре и не только электронной. Поэтому я только рад, что мы стараемся быть непохожими на них, хотя тут же оговорюсь — музыка это прежде всего язык для сближения музыкантов, людей и в конце концов неважно кто и как делает её, главное, что она постоянно развивается, находит отклики, о ней спорят, её слушают, и только это имеет смысл.

Как много времени вы уделяете созданию одной своей музыкальной композиции и от чего оно зависит?

Ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы трек зазвучал так, как я этого хочу. (Улыбается.) Я никогда не сажусь работать над треком, если хотя бы в общих чертах не представляю в голове, что должно получиться на выходе. Естественно, в процессе работы над аранжировкой может всё перевернуться с ног на голову. Скажем, был «медляк» изначально, но в конечном счёте вы услышите динамичный Deep House. А зависит это всё только от моего желания, да, бывает, что работа начинает буксовать по разным причинам. Мне не нравится вокалист(ка), и я понимаю, если трек качает без вокалиста, то я скорее уберу вокал из трека, чем потрачу огромное количество времени на то, чтобы доказать вокалисту и самому себе, что он тут лишний. Всё решает только ваша цель и то, каким вы слышите свою будущую работу.

Вы зарабатывали когда-нибудь достойные деньги на своей музыке?

Я живу в Москве, это один из самых дорогих городов в мире, и стараюсь жить достойно, а сколько для этого нужно денег и что вкладывать в смысл этого слова — тут каждый решает для себя сам.

Как вы относитесь к поп-музыке?

Как и к классике, и к джазу — с уважением. Не будь поп-музыки, больше половины музыкантов сейчас бродили бы по улицам в поисках работы, так как большинство поп-музыкантов даже нот, к сожалению, не знают, не говоря уж о чём-то большем, а так хотя бы все при деле.

Как вы относитесь к новой музыке?

Новое — это что-то интересное, правда не всегда.

Чтобы вы пожелали начинающим музыкантам и что профессиональным?

Не бояться совершать ошибок и воспитывать в себе вкус! Музыкант — это, своего рода, сомелье. Он должен сразу уметь отличить настоящее от подделки, не пробуя на вкус, а только по запаху. Но кто не пробует, тот никогда не ошибается. Это самое сложное на мой взгляд в становлении любого музыканта. Конечно же, слушать больше классики, причём не только классической музыки, но ещё джаз, рок, блюз, поп, наконец. Хотя бы даже для того, чтобы услышав дурно сведённый материал, сказать самому себе — вот так я никогда не сделаю и продолжить свой путь. Всем удачи!