BOGACHI, здравствуйте! Вы принципиальные люди, когда дело касается музыки?
Женя: Есть несколько сторон. Первая — мы музыканты-авторы песен, относимся к ним, как к своим детям и, как любой родитель, хотим, чтобы наши дети добивались своей цели и достигали всевозможных вершин. Вторая — мы продюсеры, занимаемся самопродюсированием, и решающее слово остаётся за нами.
Элона: Третья — мы партнёры с мировым музыкальным лейблом Sony Music и постоянно в диалоге о продвижениях того или иного релиза. Прислушиваемся к их рекомендациям и советам. Четвёртая — мы слушатели, и каждый из нас с особенным музыкальным вкусом, поэтому хотим слушать свою музыку так же сильно, как и любые другие свои любимые песни, потому что они отвечают качеству.
Музыка выбрала вас или вы её?
Женя: Каждый из нас скажет: «Я занимаюсь музыкой, потому что я не могу ею не заниматься».
Можно делать всё что угодно в этой жизни, но всё равно приходишь к созданию новых песен и выпуску новых релизов. Без этого уже невозможно.
Есть ответственность. Наши слушатели #BOGACHIпипл выражают благодарность за то, что наши песни вдохновляют их на свершения, мотивируют на новый день, поддерживают в трудную минуту, просвещают.
Элона: Мы очень часто слышим что-то вроде «Плохое настроение? Послушай BOGACHI и жизнь улучшится». Или «Спасибо за историю Валентины Гагариной. Никогда не думала, что у Дня космонавтики может быть обратная сторона праздника». После таких слов ты уже не можешь не творить. Поэтому можно сказать, что музыка выбрала нас сама.
Вносите ли вы корректировки в план музыкального развития группы и чётко ли вы ему следуете?
Элона: Как это происходило? Например, в 2017-м году, 2 января, когда нормальные люди ещё отдыхают, мы собрались на кухоньке и решали, что в этом году хотим поучаствовать в телепроектах, но мы не знали даже об их существованиях. Никто не знал. И эти проекты сами начали создаваться и появляться в нашей жизни.
Женя: Или, например, цель в 2018-м году — сделать песню к ЧМ по футболу и поучаствовать в этом событии. Мы понятия не имели, как это произойдёт. В итоге у нас вышел «Гимн волонтёров», а клип на эту песню на сегодня посмотрело уже более 1 миллиона человек. Поэтому главное иметь план того, что ты хочешь и в каком году хочешь к чему-то прийти, а жизнь уже сама склеит тебе дорожку.
Популярность группы в ваших руках или в тех, кто вас слушает?
Женя: Всё в совокупности. Есть много примеров и среди наших музыкальных друзей в том числе, когда к тебе приходит слава, но ты не знаешь, как ей управлять, как её монетизировать, как расширить базу поклонников и так далее. Поэтому нужно работать в связке.
Элона: Мы постоянно в контакте со своей публикой. Мы знаем аватар своей аудитории. Это 4 основные группы людей: «Подростки», «Студенты», «Парочки», «Мамочки». У каждой ЦА есть свои радости, боли, места посещений, статус в социуме, активные социальные сети. Если ты строишь большую компанию, то должен знать о своём продукте и его окружении — всё.
Что нового для вас дало взаимодействие с лейблом Sony Music? Какие открытия вы сделали?
Элона: Расширение географии слушателей и их количество. Это, опять же, всё в совокупности. В момент начала сотрудничества с Sony Music зрители канала ТНТ следили за нами в проекте ПЕСНИ. Наша база подписчиков начала разрастаться. И в этот же момент состоялся релиз песни «Американка» на Sony, которая, благодаря мощности ресурсов лейбла, достигает новых цифр для нас в стриминговых сервисах Яндекс.Музыка, BOOM (ВКонтакте), Apple Music.
Женя: А главное открытие — это то, что твоя песня продвигается в тот момент, когда ты занимаешься чем-то другим.
Почему лейбл нужен музыкальной группе?
Женя: Мы раньше сами делали релизы, сами сотрудничали с дистрибьюторами, сами продвигали по сервисам. Но когда ты выходишь на новый уровень развития, когда расширяешь команду, когда у тебя у самого очень много проектов внутри BOGACHI, то необходим сильный музыкальный партнёр, который знает, как всем вместе продвинуть новые треки и заработать на них.
Лейбл Sony Music когда-либо навязывал вам свою точку зрения касаемо вашей музыки: рекомендовали ли вам сменить в треке бас или обработку вокальной партии, например?
Женя: Лейбл всегда даёт комментарии на каждый новый трек, но решающее слово всё равно за артистом. Это уже наш выбор довериться себе или прислушаться к лейблу. У нас был случай, когда мы хотели выпустить песню «Чародей» в мае и исключительно синглом, но Sony Music посоветовали выпустить этот трек вместе с другими, например, на EP (мини-альбоме), аргументировав объединение песен в одну тематику или в одну атмосферу.
Элона: А мы, в свою очередь, как раз хотели выпустить следом мини-альбом, что и сделаем в конце августа. Он называется ССП — Сборник сопливых песен, куда отлично вписался «Чародей». Мы за синергию, поэтому рады, что лейбл хлопочет за нас, как за себя.
Элона, если бы выдающиеся умы по проблемам экологии попросили вас дать рекомендации, связанные с её улучшением, что бы вы посоветовали?
Элона: Знаете, я по первому образованию как раз-таки эколог. Но самое простое и одновременно самое сложное — заставить человечество выбрасывать мусор в урны.
Я предложила бы «экологическим умам» сделать побольше рекламных баннеров о том, что мусор живой, и он хочет «добраться до дома», а человек в этом легко может посодействовать.
Как вы для себя понимаете музыкальный шоу-бизнес, есть ли таковой в нашей стране?
Женя: Сейчас происходит его перерождение в новый. Новый музыкальный шоу-бизнес в нашей стране — это артисты, которые между собой не соревнуются. Мы ещё пару лет назад делали рубрики в своих соцсетях «Музыкальные друзья BOGACHI», где рассказывали о наших музыкальных друзьях, которые так же, как и мы, создают свой музыкальный продукт и ищут своего слушателя. И мы можем даже не слушать эти песни, но я его поддерживаю, потому что он тоже создаёт, он тоже идет к своей цели.
Элона: Новый шоу-бизнес строится на братстве, помощи друг другу в продвижении. Cлушатель сам выберет, что ему по душе, а каждый артист найдёт свою ЦА.
Вам важно, что у вас спрашивают на интервью или кто и где спрашивает?
Элона: Важно, чтобы интервьюер подготовился к общению с нами. Вряд ли интересно отвечать по 1000 раз «почему BOGACHI?» или «вы встречаетесь?» Те, кто следят за нами, тоже уже об этом знают. А те, кто только присоединяется к нам, могут всегда найти информацию в сети.
Женя: Это как отношения между мужчиной и женщиной: кто-то выбирает каждый раз новых партнёров и применяет одни и те же схемы в общении, которые обязательно с кем-то срабатывают, а кто-то развивает долго и плодотворно одни отношения. Это тяжелее. Многим не удаётся успешное развитие. Но такой путь интереснее и кругозорнее.
Позволите ли вы, скажем, Владимиру Познеру немного поиздеваться над вами, если он задаст самые часто задаваемые вопросы, или вы откажетесь от интервью с ним? (Улыбаемся.)
Элона: А зачем кому-то давать повод издеваться над собой? (Улыбается.) У нас другая жизненная парадигма. «Счастье — наше топливо, любовь — бензин». Да и #УДАЧИсBOGACHI всем, ребят!
Если нужно будет выбирать между приглашениями на Вечерний Ургант и The Tonight Show с Джимми Фэллоном, в пользу какого ТВ-проекта будет ваш выбор?
Женя: Вряд ли будет стоять выбор между кем-то. Если ты достиг масштаба приглашения на шоу с Джимми Фэллоном, то и на Вечерний Ургант должен попадать. А если на Вечерний Ургант попал, то достигай общения с Джимми Фэллоном. Разные задачи. Да и сами эти шоу на разных рынках находятся.
Какую свою композицию вы бы хотели перезаписать с другим звуком?
Женя: У нас был такой опыт, когда в прошлом году выпускали первый альбом «Плейлист». В него вошли треки, которые были выпущены синглами за прошедшие 2 года. А значит над каждым треком нужна доработка, хотя бы для того, чтобы все треки в альбоме находились на одном уровне громкости. Для этого делается новый мастеринг всех треков.
Элона: Но и над аранжировками тоже трудились: где-то переписывали гитару, где-то вокал, а где-то вообще меняли ряд звуков. Новые песни тоже имеют какие-то изменения, даже для концертных выступлений что-то добавляется, меняется. Но лучше всегда создавать новые песни, чем бесконечно переделывать «Франсюр». Он уже нравится слушателям в том виде, в котором есть, поэтому такая работа бессмысленна.
Какая социальная сеть наиболее полно отвечает вашим музыкальным интересам?
Элона: По статистике наша ЦА слушает нас больше в ВК (BOOM) и Яндекс.Музыке. Но, опять же, уже сейчас в разы увеличилась аудитория в Apple Music.
Женя: У нас часто спрашивают: «Что сделать, чтобы выступать так же часто, как вы?» Нет такого ответа. Ты должен быть везде и всегда. Использовать все каналы продвижения, где сидит твоя ЦА. Соответственно, эти же платформы и начинают отвечать личным музыкальным интересам, потому что ты знаешь их вдоль и поперёк.
В каком музыкальном формате вы продаёте свою музыку в VK?
Элона: Сейчас вся музыка перешла в формат стримингового прослушивания. За любое прослушивание нашей песни в том же ВК — идёт процент в копилочку группы. И так у любого артиста. Пиратство ещё не побеждено, но процесс монетизации творчества в России уже встал на путь, когда артист может зарабатывать с простых прослушиваний в сети.
Могли бы вы дать свой субъективный прогноз, когда наступит эра полного отказа от пиратских копий в пользу легального контента? Что бы могло этому поспособствовать?
Женя: В 2015-м году, когда начинали, мы между собой очень часто обсуждали варианты монетизации и по ощущениям, момент, когда артисты в России однажды будут зарабатывать на своих песнях, приближался. Надо подождать лишь лет 5-7. Когда я в кулуарных беседах об этом говорил, всем казалось подобное безумием. Зачем платить за музыку, если есть ВК?
Элона: Да, и мы делали релизы в iTunes скорее для того, чтобы соответствовать современным трендам: если ты есть на ITunes, значит это уже серьёзно. А если тебя там нет — значит тебя нет нигде, хотя первые продажи на iTunes были смехотворны — на них и неделю не проживёшь. (Смеётся.)
Женя: Но спустя пару-тройку лет ВК «прикрывает лавочку», вводит сервис BOOM, людей переводят на подписку, и мы просто смотрим друг на друга со словами: «Пришло».
Элона: Конечно, мы регулярно делаем запросы на стриминг по всем сервисам. И пока эта система только-только выстраивается, можно уже смело говорить: легальный контент в России — реальность ближайших лет.
Где вы не были, но очень хотите побывать?
Женя: Во всех скандинавских странах и во всех карликовых государствах. Но путешествие на этом не закончится, потому что каждое событие в жизни пополняет копилку желаний. Вот, например, прошедший ЧМ по футболу в России открыл глаза на те страны, жители которых преодолели, чтобы прилететь в Россию. По 14-16 часов в самолёте из Перу, Уругвая, Бразилии или Мексики. Конечно, после этого хочется отправиться к ним с ответным визитом.
Элона: Ещё 3 дня назад я бы ответила, что очень хочу побывать на своей родине — Риге. Но сейчас я пишу этот текст, находясь на Blaumaņa iela в самом её центре, и моя мечта осуществилась. Следующий пункт — берег Исландии.
На что вы потратите свой первый миллион долларов?
Женя: На 20 пунктов, которые написаны в моей заметке «Как я потрачу свой первый миллион долларов».
Элона: Аналогично Жене. Мой план на эту сумму уже расписан. Но 50% средств точно-точно ушло бы на путешествия.
Вы думаете над тем, что отвечать или отвечаете, не думая?
Элона: Сэадажвжсижпжажвжажммж бэээ эээээ мороженое — вот так бы выглядел текст, если бы я отвечала не думая.
Женя: А как это отвечать, не думая? Быстрота принятия решений срабатывает в любом случае, просто она занимает либо доли секунды, либо чуть больше.
Аппетит приходит во время еды, а пишется ли новый трек во время открытия музыкального редактора?
Женя: Да. Когда нет вдохновения, но понимаешь, что надо трудиться, так как подходят сроки релиза, то в любом случае вдохновение очнётся. Поэтому проблем с мотивацией особо уже нет. Главное почаще ставить в график даты релизов. (Улыбается.)
Получается, сначала важно наметить дату выхода нового сингла, а потом открывать редактор и готовить трек? Такой подход хотя бы раз влиял негативно на другие творческие задачи?
Женя: Нет, конечно. (Смеётся.) Вы спросили про один из вариантов. Он может быть. Но на самом деле песни придумываются всегда по-разному: иногда от даты релиза, иногда сам придумываешь дату, когда лучше эта песня «зайдёт». А иногда — просто, потому что пришло время выпустить новый трек. Всё зависит от множества факторов: актуальность, своевременность, периодичность, постоянность и тому подобное.
Какой альбом вы послушали недавно полностью, от первого и до последнего трека?
Женя: BOGACHI — «Плейлист» я слушал на днях, когда в гастрольном пути мы ехали из одного города в другой, почему-то захотелось послушать альбом. А ты?
Элона: А я Касты последний альбом послушала. От начала до конца. Мне далось это с трудом, на половине песен я спала, но я дослушала и они мне понравились.
С чем группе не стоит спешить?
Элона: Сейчас мы столкнулись с тем, что скорость развития не так важна, как организованная структура работы большой команды. Хочешь выйти на новый уровень — организуй еще чётче свою работу. И помоги организовать её всем в твоей команде.
Женя: Предыдущих наработок нам хватало, но сейчас, когда в команде появился и концертный директор, и контент-менеджер, и тур-менеджер, то необходимо сбавить скорость, прописать весь функционал каждого специалиста, его зону обязанностей. С этим не то, чтобы не стоит спешить — к этому нужно подойти серьёзно и ответственно.
Какое одно животное возьмёте с собой на необитаемый остров?
Женя: Я знаю. Я хочу взять с собой собаку. Многие говорят «собака — друг человека». У меня никогда не было своей собаки. Но сейчас я стал это животное любить и понимать, вот мне хочется его, чтобы поближе познакомиться.
Элона: А я знаете, что с собой возьму? На необитаемом острове очень много травы, но еду добывать сложно. Поэтому я возьму корову и буду доить молоко. И буду всегда сытой и здоровой.
Если не музыка, то чем бы вы занимались?
Элона: Украла бы коня из соседней деревни, доскакала бы на нём до границы Латвии, а потом сочинила бы песню о том, что жизнь прекрасна и поняла, что буду заниматься музыкой. Ответ — неизбежно бы занималась тем, чем занимаюсь сейчас.
Женя: А я уже много чем занимался — был преподавателем, футболистом, ведущим. Но как мы до этого решили — Музыка уже выбрала нас. Она часть профессии, в рамках которой можно заниматься чем угодно.