Денис, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Как часто журналисты тревожат вас по этому поводу?
Здравствуйте! На самом деле нечасто. Обычно журналисты обращаются до или после релиза нового альбома. В остальное время интервью — довольно редкое явление. Во-первых, им нужен инфоповод, и если это не появление нового альбома, то, быть может, участие в каком-то крупном медийном проекте или попадание в музыкальный рейтинг, например. Во-вторых, все интервьюеры задают довольно однотипные вопросы. Если ответы на них уже
есть в других интервью, то не вижу смысла проводить новое.
Вы заметили, что интервью сегодня приобрели массовый характер и популярность благодаря тому же YouTube?
Мне кажется, всегда было и будет интересней узнавать о какой-либо сфере культуры не от безликого журнала или телеканала, за которыми стоит команда людей с объективной точкой зрения, а непосредственно у человека, разбирающегося в этой сфере, со своей субъективной оценкой. Это как в университете, а особенно у нас в рекламе — если преподаватель читает лекции по учебнику и не рассказывает их, отталкиваясь от своего собственного опыта, то такие лекции в большинстве очень и очень скучные, посредственные. С другой стороны, есть преподаватели со своими опытом работы в рекламных агентствах и рассказывают они уже только то, что им пригодилось и то, что, как они считают, поможет студентам. Так и с интервью: гораздо интереснее узнать от Звягинцева, например, о всех нюансах работы режиссёром и о самой киноиндустрии, чем прочитать об этом какую-нибудь статью киножурнала или посмотреть репортаж на ТВ.
Вы учитесь на рекламщика в данный момент?
Да, вот уже 6 лет. Закончил сначала бакалавра, а затем пошёл в магистратуру по той же специальности.
Вы не могли бы дать хотя бы пару советов, посредством какой рекламы простой музыкант мог бы расширить свою аудиторию?
Довольно часто меня спрашивают, использую ли я рекламу для продвижения своей музыки, отвечаю — нет. Самый сильный и при этом бюджетный инструмент привлечения новых слушателей и внимания к своей музыке — это социальные сети. В начале своего творческого пути нужно чётко определить самые полезные и релевантные социальные сети и специализированные сайты для художников, поэтов, музыкантов, так как все они разные, на которых в дальнейшем ты и собираешься публиковать весь свой материал, в дальнейшем наращивая аудиторию. На данный момент все мои слушатели узнали про меня благодаря социальным сетям. Поэтому нужно очень тщательно ими управлять, следить за оформлением, контентом, комментариями, а главное — нужно каждый релиз освещать повсюду: VK, YouTube и так далее. Чем больше сайтов, тем лучше. Никогда не знаешь, откуда может быть «выхлоп», заметить могут везде.
Также очень полезно участвовать в благотворительных мероприятиях или даже находить их самому (имидж); участвовать или приглашать других музыкантов, художников, поэтов к различным совместным проектам (рост аудитории за счёт другого артиста); важно давать живые концерты, интервью, принимать участие в фестивалях, оставлять свои «анкеты» на сайтах, в группах по кинопроизводству, оставлять заявки в рейтинги и топы, а также расширять зарубежную аудиторию за счёт F****k и I****m. И, конечно, отправлять своё творчество в группы, страницы, на сайты по вашему направлению творчества. Например, групп, которые концентрируются на неоклассической музыке в VK довольно много. Нужно частенько присылать им в «предложку» свою музыку, как и каждый свой новый релиз также раскидывать на всевозможные площадки.
Вам нравится русская музыка?
Трудно ответить однозначно, так как проще было бы ответить про какой-нибудь конкретный жанр. В целом я отношусь к ней нейтрально, иногда крайне негативно, а иногда очень положительно. Это зависит, конечно же, не от моего настроения, а от того, кого я слушаю и какой жанр. У меня нет предрассудков касательно жанров и языка, но всё равно 95% моих аудиозаписей занимает зарубежная музыка.
Очень интересно узнать, что вы думаете о рэп-музыке? Лично у нас складывается ощущение, что она сегодня весьма однообразна и чётко идентифицировать можно лишь артистов конца 90-х — начала 00-х.
Если говорить про русский сегмент — да. В России принято рэп-музыку делать по проверенным и универсальным шаблонам «на массу». Единицы делают что-то более или менее смелое и свежее, но таких по пальцам одной руки можно пересчитать. В то время как за рубежом это не просто музыка для массы, а всё-таки культура, которая априори не может стоять на месте, из-за чего всё самое свежее, все тренды этого жанра, конечно же, приходят оттуда. А мы только подхватываем. Из всех жанров, рэп, пожалуй, мне нравится меньше всего. Наверное, даже потому что в нём не столько важна музыка, сколько текст, подача и общий «вайб». А для меня в песнях текст всегда стоит где-то на последних местах.
Вы испытывали когда-нибудь творческий кризис: музыка не пишется, лень и тоска?
Разумеется. Без этого никуда.
Для любого творческого человека творческий кризис — неотъемлемая и довольно стабильная часть его жизни. Даже конвейерный станок имеет свойство ржаветь, из-за чего его работу приходится приостанавливать на время.
Как избежать творческого кризиса, как преодолеть его, посоветуйте, что-нибудь, пожалуйста!
Я встречал очень много различных мнений на этот счёт, и что нужно делать в случае, если в какой-то момент у тебя наступил такой период. Одни говорят, нужно ничего не делать, отдохнуть от своего творчества и просто переключиться на что-то другое, развеяться и подпитаться новыми яркими эмоциями. Другие, что наоборот, нужно превозмогать в себе это состояние, не давать слабину и продолжать работать. Пока что я склоняюсь больше к первому варианту.
Когда я чувствую, что не могу на протяжении долгого времени написать новую музыку, я просто не мучаю себя и отвлекаюсь от неё. Тут стоит заметить, что есть творчество, а есть работа. Иначе говоря, для того, чтобы выполнить коммерческий заказ, необязательно дожидаться, когда на тебя снизойдёт вдохновение. Здесь уже процесс создания музыки может отталкиваться от выверенных тобой техник и наработок, быть как бы обособленным от того, что у тебя на душе, и полагаться только на мастерство и умение создавать музыку. И совсем другое творчество, которое лично для меня целиком и полностью зависит от моего душевного состояния и желания это состояние передать через музыку.
Вы пишете музыку на заказ?
Да. С этим обращаются не так часто, но коммерческие заказы иногда бывают. Обычно это музыка для рекламных роликов, короткометражных фильмов или песен. Превратить это в работу сейчас — моя цель, чтобы этих заказов было ровно столько, чтоб можно было обеспечить себя, не взирая на какие-то другие заработки. Да, часто приходится прогибаться под требования заказчика, но в этом для меня нет ничего страшного. Ты можешь написать что-то очень пустое и бестолковое специально по требованию заказчика, получить за это свою плату, и при этом нигде и никогда это произведение не публиковать, сохраняя свой имидж и уровень.
Была работа, которую заказчик оценил по достоинству, не навязав своего видения?
Да, конечно. Наверное, очень высокомерно звучит, но обычно мне удаётся «попасть в яблочко» с первой попытки. Я сразу же чувствую, какое настроение и атмосферу хочет передать автор в своей работе, поэтому правки в большинстве случаев не делают. Хотя однажды я делал музыкальное сопровождение для рекламного ролика на 11 минут: там были правки каждые 2 дня на протяжении месяца. Чуть не свихнулся.
Можно ли записывать по одному альбому в год, оставаясь при этом на гребне волны?
В жанре неоклассика — проще простого. Не хочу как-то обидеть этот жанр или его слушателей, но для того, чтобы растрогать человека и задеть его струны души, достаточно буквально пары нот чистого пианино. Звучание этого инструмента уже по своей природе очень мелодичное, нежное и лиричное. Вот и юный самоучка, который за месяц освоил инструмент, сможет посадить перед собой красивую девушку, сыграть ей буквально пару аккордов — и всё, её душа и сердце будут петь в унисон даже самой незатейливой маленькой мелодии. Разумеется, что у разных слушателей разная степень восприятия. Одни слушают только душой и сердцем и таких задеть гораздо проще, другие же включают голову и начинают разбирать всю мелодию на структуру и технику, сравнивают и анализируют более глубоко. Таких впечатлить куда сложнее. И для кого-то может быть очень обидным, когда музыканты других жанров ходят на студию, прописывают сотни партий, всё это сводят, придумывают текст, композицию и аранжировку, тратят уйму средств и времени, а нам, по сути, достаточно поставить один микрофон, сыграть несколько треков и всё — альбом готов.
Разумеется, у каждого композитора-неоклассика свой подход и отношение к созданию и записи музыки: одни могут делать альбом в течении нескольких лет, оттачивать до совершенства структуру и гармонию в каждом треке, искать идеальное оборудование, условия и инструмент для записи; другие же могут написать что-то за пару месяцев, не особо беспокоясь о качестве записи и содержании треков. И самое удивительное то, что тот альбом, который был записан в гораздо меньшие сроки и с меньшим вниманием к деталям, может понравиться публике куда больше того альбома, который писали на протяжении пары лет и с идеально отполированным звуком.
Какой современный альбом для вас является концептуально выверенным от первого и до последнего трека?
Jonsi & Alex — Riceboy Sleeps;
Hammock — Maybe They Will Sing for Us Tomorrow;
Bon Iver — For Emma, Forever Ago.
Если мы представим секвенсор, то написание музыки это в большей степени процесс рисования или стирания?
Скорее конструктор LEGO: ты можешь в любой момент убрать или добавить любой нужный тебе элемент, звук.
У вас найдутся в арсенале композиции, которые подверглись паре правок и не более?
На самом деле таких очень много. Большинство моих композиций рождаются от одного мотива: как только я его сочиняю, я тут же добавляю к нему начало, концовку и всё — трек готов. Таких композиций, которые рождались за один присест, наверное, 60%. Всё дело в том, что от одного мотива сразу же понимаешь, как «картина должна выглядеть целиком». И тебе не составляет труда сразу же взять и дописать её. В то время как остальные 40% — это более трудные произведения, требуется время, чтобы понять, как их можно развить до более цельного произведения. Некоторые темы, демки так и остались «на полке» — просто потому что я так и не почувствовал, как из них можно сделать цельное произведение.
Здесь стоит вообще сказать о том, что для многих музыкантов крайне трудной задачей является фильтрация своих треков на то, что достойно быть выпущенным и нет. Иначе говоря, всегда есть не выпущенные демки, но большинство из них не выпущено, потому что мне они показались слишком пустыми или неинтересными. С другой стороны, я знаю, что найдутся слушатели, которым эти треки придутся по душе. Но тут важно прежде всего отталкиваться от собственных принципов и убеждений, а не от желания публики. Быть верным самому себе. Так или иначе, всегда можно все не выпущенные работы как-нибудь собрать, доделать и сделать из этого отдельный альбом “Unreleased”. Вообще сейчас у меня есть примерно 50-60 демок, каждая из которых либо выйдет в обозримом будущем, либо так и останется диктофонной записью на телефоне.
Как думаете, какой инструмент способен наиболее полно передать художественный замысел музыкального произведения?
Как уже было сказано ранее — пианино. Считаю это одним из самых универсальных и простых для восприятия инструментов. И очень рад, что я учился именно ему в музыкальной школе, так как если бы я был игроком на балалайке или бояне, то продвигать свою музыку и альбомы было бы в сто раз тяжелее, просто потому что это куда более специфичные инструменты для более узкой аудитории.
Продолжите, пожалуйста, фразу «пока есть музыка, есть…».
Источник вдохновения для всего остального.
Кого вы считаете величайшим композитором, приведите, пожалуйста, примеры его работ, которыми восхищаетесь?
Hans Florian Zimmer — «Интерстеллар», «Человек из Стали»;
Gustavo Santaolalla — The Last of Us;
Nils Frahm — Spaces.
Вы смотрели фильм «Человек на луне»? Что-нибудь слышали про Justin Hurwitz, который написал саундтрек к этому фильму?
Слышал про фильм и про режиссёра, но, к сожалению, этот фильм я у него ещё не посмотрел. У Шазеля смотрел «Ла-Ла Ленд» и «Одержимость». Оба безумно понравились. А саундтрек в «Ла-Ла Ленде» за авторством Justin Hurwitz — это что-то абсолютно сказочное и космическое. Композитору тут, как мне кажется, удалось создать очень яркий и запоминающийся музыкальный пласт, на котором и держался по сути весь фильм и его настроение. И что ещё более важно — он создал своеобразную (и я уверен, что культовую) тему любви. Очень простую по своей гармонии и композиции, но какую-то уж очень искреннюю, нежную и проникновенную. И когда человек, хотя бы раз влюблённый, её слышит — он понимает: «да, это музыка — и есть любовь».
Вы смотрите телевизор?
Да. Исключительно мультики по «2х2», которые играют где-то на фоне и создают приятное настроение.
Телевидение умерло, оставив после себя только «2х2», как думаете?
У нас всё ещё есть Discovery и National Geographic, которые могут каждый день расширять мировоззрение, эрудицию и знания любого человека. Но людям просто это не нужно. Телевидение создано для развлечения и глупо его за это винить. А для тех, кому нужно более «умное» телевидение, есть Netflix.
Что вас увлекает больше всего, кроме музыки?
Видеоигровая индустрия. С детства играю в видеоигры, но в последнее время перестал вовсе, однако сама индустрия очень интересна. Для меня это культура, которая вбирает в себя все остальное из неё вытекающие: кино, музыку и книги. И часто источником вдохновения для того или иного произведения были именно видеоигры, не говоря уже о саундтреках в них.
Говорят, что компьютерные игры позволяют нам скинуть стресс, получить новые эмоции, которых не хватает в реальности, отдохнуть. А кто-то считает, что лучший отдых — это «ничегонеделанье». Вы чувствуете себя отдохнувшим после компьютерных игр?
Думать, что видеоигры созданы только для отдыха и «снятия напряжения», всё равно что думать, будто Земля плоская. Это абсолютно консервативная и, к сожалению, закрепившаяся позиция у нас в России. И опять же лишь за рубежом — это целая культура и часть искусства со своими вытекающими, к которой относятся соответствующе и с уважением. И лишь в России думают, что это просто «стрелялки и гоночки». С помощью игр можно получить недосягаемое от телевидения и фильмов удовольствие. Как эстетическое, так и эмоциональное.
На чём бы вы хотели сосредоточиться в этом году?
До июня у меня в приоритете закончить учёбу, сдать диплом. Начиная с лета, я планирую посетить с концертом пару городов Европы, а осенью организовать свой первый тур по России. Также я хочу сделать свой следующий альбом «Дома Нашего Детства» очень ярким, свежим и не похожим на всё то, что я делал раньше. Пускай аудитория всегда ждёт от меня почти одну и ту же музыку как не печально, но я не могу стоять на месте и не могу не экспериментировать в угоду собственному любопытству и желанию развиваться.
Предположим, что интернет больше не работает. Вам это сильно навредит?
Очень. Часто даже сам об этом задумываюсь. Я бы сказал, что мой творческий путь на время «неисправности интернета» зашёл бы в тупик, так как интернет для меня сейчас — ключевой и самый важный инструмент продвижения моей музыки. Это всё равно что у таксиста отобрать мобильный телефон и средства коммуникации с диспетчерской и надеяться только на автостопщиков с вытянутой рукой.
Подпишемся на Denis Stelmakh, чтобы ничего не пропустить:
примечание редакции
– VK, YouTube, iTunes.