Здравствуйте, musty luxury! Наверное, каждая страна считает себя центром нашей Земли. Считаете ли вы ваш коллектив центром нашей музыки?
Санчес: Привет! Масти-патриотизм, даже иногда внутренний ультра левый радикализм меня подталкивает к этому слепому бунтарскому причислению себя к…
Но в душе я, скорее, гражданин мира. И музыка musty luxury выросла из смешения многих культурных ростков, что дало такие же неоднородные, многослойные плоды.
Вы делаете музыку для себя или для всех?
Саби: В первую очередь, для себя. Нам важно, чтобы нам самим нравилось, хотелось играть снова и снова эти песни, чтобы композиция в итоге получилась результатом работы пятерых человек — без гонки за тем, что популярно.
Как быстро и каким образом формировался ваш коллектив?
Саби: Всё случилось и решилось довольно стихийно и случайно: Ми, наш басист, устраивал небольшой фестиваль, и в последний момент одна из групп-участниц по своим причинам вынуждена была отказаться от выступления, в связи с чем нужно было эту лакуну чем-то заполнить. Ми был знаком со мной и Борей, мы буквально на коленке придумали 6 песен и выступили — так оно и началось.
Дорого ли вам обходятся репетиции и запись нового материала с учётом довольно непростой музыки?
Саби: С одной стороны, наши репетиции самые дешёвые на свете — ведь их можно проводить в любом помещении с нашими акустическими инструментами в руках! Но с другой, их катастрофически не хватает, потому что жизнь раскидала нас на две столицы, а ездить друг к другу в гости у нас получается только в связи с концертами. А значит, и репетиции мы проводим редко и в большинстве своём только до выступлений. На записи это тоже отражается: в случае с последними релизами Beyond, Herbarium нам приходилось подгадывать даты записи так, чтобы Санчес и Бо были в Питере и могли прийти на ту же студию, где писались все инструменты. В общем это не столько дороже, чем у кого-то ещё, сколько логистически и организационно сложнее.
Много ли выступлений у вас было до карантина?
Саби: В 2020 году мы успели дать пару выступлений в Питере — засветились на Фестивале Механический Историй и сделали сольник в загадочном месте на Васильевском острове, а ещё отыграли классный концерт в Москве прямо перед началом всей этой суматохи — мы пошумели в начале марта в Джао Да. Дальше у нас был запланирован майский концерт в Петербурге, который накрылся тазом, конечно, но зато вместо него мы сделали пару милых онлайн-включений с разных студий втроём.
Концертные площадки были закрыты на время карантина. Как думаете, все вернутся в строй, когда эпидемия сойдёт на нет?
Андрей: Я знаю несколько площадок, которые были закрыты из-за карантина, но не на время, а с концами, потому что стоимость аренды и прочие налоги превышают доходы на несколько лет вперёд (даже если дядя Володя освободил какой-то сегмент заведений от налогов, то аренду частникам никто не отменял). (Улыбается.)
Безусловно, люди никуда не делись, организаторы площадок так или иначе вернутся в этот бизнес, но вот когда это случится и в каком виде — можно только загадывать.
Что скажете о творчестве De-Phazz?
Санчес: У них классная музыка!
Саби: Помню, что в одно время заинтересовалась ими, но в итоге душу они мне не порвали.
Вы размещали свою дискографию на Рутрекере? Чем руководствовались при выборе данной площадки?
Саби: Спонтанным предложением. Наш коллектив не отличается продуманностью действий: откуда ветер подует, туда мы — в данном контексте — загрузим нашу дискографию. В общем, с нами просто вышли на связь.
Удаётся зарабатывать на стриминге? Или концерты приносят больше денег?
Ми: А мы толком и не стримим. Мы на самом деле не так уж гоняемся за популярностью или деньгами. Хотите верьте, хотите нет, но мы, в первую очередь, играем для себя, потому что получаем от этого невероятный адреналин и кайф. Всё остальное не так уж и важно.
Уточните, вы всё же за легальные сервисы или за бесплатные?
Ми: Нельзя отнимать у слушателя выбор. Наша задача дать любому возможность купить наши треки в хорошем качестве, но если он не может или не хочет себе этого позволить — пускай слушает на бесплатных сервисах. Мне кажется, главное, чтобы все, кому интересно, могли найти себе песню musty luxury по душе, за деньги или нет — уже не так важно.
Многие на карантине предпочли заняться обучением английскому языку. Расскажите о том, как вы изучали язык?
Саби: Каким-то чудом моя мама решила, что английский язык мне нужен совсем с детства, так что сколько я себя помню, столько я и участвовала во всяких занятиях. В школе он у меня был с первого класса, так что когда я в 10-ом классе переехала из Баку в Москву и попала в самую обычную среднюю школу в спальном районе, я знала язык на порядок лучше остальных. Более того, я бросила ходить на подготовительные курсы по английскому для ВУЗа, потому что мне там было неловко и местами смешно. (Улыбается.) Сдала вступительный в университет просто на своих 9-ти школьных годах. В самом университете английский у нас был постольку поскольку, совсем немного какого-то разговорного на последних курсах, так что поддерживаю я язык до сих пор своими силами, стараясь посещать кружки на работе или включая себе фильмы и сериалы в оригинале.
Скажите, теоретически, после 5 месяцев почти круглосуточного просмотра сериалов на английском, человек бы начал говорить на английском? Это при том, что никакой другой практики нет.
Саби: Ну погодите. Если этот человек не учил английский до сих пор, а потом просто сел смотреть сериал на незнакомом языке — он выучит какие-то основные фразы, не понимая ни оттенков смысла, ни каких-то подтекстов. Вот товарищ, который учил сколько-то лет язык, не смог побороть себя и боится разговаривать, а потом полгода смотрел сериалы, наверное, заговорит. Сериалы дают тебе готовые фразы, которыми можно оперировать. После долгой паузы в отношениях с английским я как-то села смотреть Друзей в оригинале. Тогда я вдруг узнала, как это полезно — сидеть именно с одним сериалом в обнимку от и до, потому что ты слушаешь по сути одних и тех же людей в более или менее одинаковых знакомых обстоятельствах, так что какие-то фразы повторяются, какие-то слегка видоизменяются — в общем, получается ужасно полезно и потом оно из тебя прямо рвётся наружу, не приходится даже голову включать, класс!
В вашем недавно выпущенном альбоме Herbarium 5 треков. Позвольте иронию. Хочется узнать, это невероятные 5 треков или 5 треков, на которые хватило сил?
Ми: О, это те самые 5 треков, которые мы вынашивали годами. Вернее, три основных трека, конечно, интро было придумано под этот релиз, и лайт-вершн Distant Call тоже случился довольно спонтанно и неожиданно для нас самих. Эти 5 треков совершенно неслучайны, мы хотели записать именно такую пластинку.
Часто ли вас посещают мысли о том, что звук в выпущенном материале можно было бы сделать лучше?
Саби: В случае с последними двумя релизами — нет. Я говорю о Beyond + Herbarium: их мы шлифовали до победного и сделали всё в лучшем виде из возможных. Что касается предыдущих альбомов и релизов — да, однозначно, сейчас все те треки воспринимаются как немного не доведённые до ума. Но, с другой стороны, на то и нужен рост и опыт.
Было ли какое-то особое продвижение альбома с помощью лейбла Zapal Records?
Ми: Конечно. Запал очень нам помогает. Начать хотя бы с того, что ребята заэндорсили нас тем, что подбросили нам в последний день всю сумму, которую мы собирали на краудфандинге. Лейбл шерит наши новости к себе, ребята организовали нам промо сингла Beyond и ЕР Herbarium. Закидывают наши альбомы на 50+ площадок, так что теперь мы есть везде. Да и просто поддерживают в разговорах.
Вы обычно сами сводите материал? Или вам помогают люди, не задействованные в коллективе?
Саби: У нас есть добрый старый боевой товарищ Игорь, с которым нас свела судьба много лет назад. Он сводит нашу музыку с самого первого EP. Интересно, что и мы, и он не стоим на месте в своём развитии и росте профессионализма — это круто сказывается на работе над музыкой в итоге — он отлично нас знает, чувствует и предлагает всегда очень интересные ходы. В общем, нам жутко повезло. (Улыбается.)
Кто у вас в коллективе рекордсмен по количеству освоенных музыкальных инструментов?
Санчес: Точно не я. Думаю, это Минька и Борис, они перепробовали кучу всяких прибамбасов и вдохновляют меня на такие же поиски и эксперименты.
Среди вас есть коллекционеры? Интересно, кто что коллекционирует.
Боря: Кажется, Ми. Музыкальные инструменты, картины, фенечки и штучки из разных стран… (Улыбается.)
Ми: Да чёрт его знает. Раньше собирал монеты разных стран, серьёзно и со вкусом. Теперь тоже, наверное, что-то собираю, но понемножку.
В России аудитория с хорошим музыкальным вкусом, как думаете?
Боря: Кажется, эта аудитория сейчас развивается и становится. Мы — часть её. (Улыбается.)
Санчес: Не по всей стране, конечно, вкус — дело индивидуальное, тут либо личная культура отдельного человека, либо то же сообщество, которое будет носителем и прививателем этого вкуса. Это эффект среды, в которой люди как лампочки горят сами и разносят свет вокруг… У нас в стране таковыми должны быть музыкальные учреждения разного ранга, но часто всё топится на академическом подходе… Я, скорее, склонен видеть ситуацию так — у нас много уникальных, талантливых, даже гениальных людей и вкус у них развит хорошо, но сложнее с применением этого, так как дороги им не созданы и приходится пробиваться самостоятельно сквозь преграды, а там, за этими битами, и вкусу немудрено притупится.
На момент интервью в вашем сообществе в VK около 2500 подписчиков, почитателей. Как много из них из Санкт-Петербурга?
Саби: Должно быть под 1000. Начинали мы в Москве, основную аудиторию мы собрали там и она, кажется, там и остаётся. Но далее мы большей половиной группы перебрались в Питер, а значит связи, друзья, работа, знакомые — так или иначе, в Питере нас тоже много слушают и тут у нас тоже бывали классные аншлаговые концерты.
Как вы называете свой город: Санкт-Петербург, Ленинград или Питер?
Ми: Петербург.
Саби: Питер или Петербург.
Андрей: Питер, я называю его Питер, потому что именно так его идентифицируют иностранцы и люди, которые что-то слышали о Питере, но никогда не были в нём.
Что вам даёт город в творческом плане?
Боря: Город — концентрат впечатлений, событий и людей. За один день здесь можно прожить несколько жизней. Контексты, люди, места — целые миры. Что ещё скажешь? Он даёт представление о многообразии. Природа — о глубине. Однако крыто видеть и то, и другое всюду… это уже зависит от того, сколько каждый человек может взять. (Улыбается.)
Санчес: Возможность активно вести музыкальную жизнь, сообщество очень большое и есть все профиты развиваться, учиться, реализовывать самые разные проекты.
Если организаторы попросят сыграть вас всё, что вы когда-либо записали и выпустили в цифровом виде, то сколько часов продлится ваше выступление?
Саби: Я не поленилась и посчитала — полтора часа плюс-минус. То есть это штатный сольный концерт, точнее, даже скромный, потому что обычно мы играем под два, а то и ещё немножко. (Улыбается.)
Пожалуйста, посоветуйте послушать самую классную джаз-фанк-группу на ваш вкус.
Санчес: Anderson Paak, Camille Trust, Yassef Kamaal.
Как вы справляетесь с унынием, если оно вдруг берёт верх?
Санчес: «Алкоголь, наркотики, нытьё». (Смеётся.)
Боря: Смотрю на него как на доброго друга, пью чай, проживаю его. А потом допиваю чай и иду дальше. Даже с унынием вместе. Пока дышу — ничто не приговор.
Обычно спрашивают про творческие планы, о том, какой новый альбом или сингл готовите к выпуску. Но хочется узнать, что в этом году вы точно не будете делать?
Ми: Лучше быть готовым ко всему, так интересней.