Здравствуйте, Владимир! Некоторые наши читатели впервые узнают о вас. Пожалуйста, назовите одно своё музыкальное достижение, которым гордитесь по сей день?
Здравствуйте! Наверное, это моя песня «Белый ангел».
Если философски порассуждать: вы выбрали музыку или она вас?
Я думаю, это было взаимно. Сколько себя помню, музыка всегда была самым главным, что меня наполняло. И хочется верить, что она впустила меня в свой мир.
Некоторые артисты убеждены, что песней нужно заниматься тогда, когда для этого есть настроение и желание. Как происходит в вашем случае?
Мне кажется, что песня сама выбирает исполнителя. И это всегда вовремя. Как бы ты ни был занят, какой бы у тебя ни был плотный график, ты всегда найдёшь время для настоящей песни, потому что каждая песня появляется в определённый момент твоей жизни, и случайностей здесь быть не может.
Сколько в ваших песнях правды, а сколько вымысла?
Есть такое поверье: всё, что ты поёшь со сцены, обязательно случится с тобой в реальной жизни. Поэтому ты либо целиком проживаешь всё, что происходит, либо не должен приходить в эту профессию. Зритель — как ребёнок, сразу поймёт фальшь. Поэтому всё, что вы слышите в моих песнях, правда.
Творчество каких артистов вам нравится?
Таких артистов очень много. Это Оксана Казакова, Нодар Ревия, Свик, Мари Краймбрери… Ох, боюсь кого-то не вспомнить! Огромное количество ребят, которые вышли из всевозможных телепроектов. Хотя и помимо телепроектов у них была большая своя творческая жизнь. Люди, поющие джаз, люди, поющие русские народные песни, этно — таких коллективов масса. Я слушаю очень много современной российской музыки. В последнее время подсел на старые и новые песни Лены Терлеевой. Могу сказать, кто мне не нравится. Я терпеть не могу пошлость. Поэтому такие артисты, как, допустим, Инстасамка — вот это мимо точно.
Как реагируете на негативную критику касаемо вашей музыки?
Нет дыма без огня, поэтому я всегда стараюсь прислушиваться к мнению людей со стороны. Поначалу, конечно, обижаюсь, чего там греха таить, всё-таки я Рак по знаку зодиака. Но стараюсь прислушиваться.
Но ведь прислушиваться к критике, подчёркивая свою лояльность, это одно, совсем другое — меняться под давлением критики. Могли бы уточнить, какую критику считаете полезной?
Конструктивная критика — это единственный вид полезной критики. Когда ты воспринимаешь критику от человека, который добился равнозначных результатов, абсолютного профессионала в своём деле и мнению которого ты доверяешь. Все остальные домыслы и предположения людей, которые «около профессии» и советуют: «А мы бы сделали так», отметаются. Так сделайте, я с удовольствием за вас порадуюсь.
Что для вас имеет принципиальное значение в музыке?
Сама музыка! Если это просто математический набор музыкальных ходов, то это история не про меня. А когда мы говорим именно о музыке, об интересной мелодике, о классной аранжировке, о том, что все музыканты в коллективе подумали и вместе получилась крутейшая синергия, то в этом хочется участвовать. Ты считаешь участие в подобном музыкальном проекте за честь. Все остальные варианты мне не интересны.
Существует ли плохая музыка?
О, да! И её очень много, к сожалению. В эпоху вседозволенности, вседоступности музыкальных приложений, которые любой человек может установить себе на компьютер и даже на телефон, очень много людей пошло в развлекательный жанр и вообще в музыку, считая себя музыкантами. В виде хобби и эксперимента я такие вещи приветствую. Но когда подобные истории, особенно из блогосферы, пытаются проникнуть на телек и на радио, они начинают сбивать вкусовые приоритеты зрителей. И публике становится сложно разобраться и отличить зёрна от плевел. Очень забавная ситуация произошла! В 90-е решали деньги, в нулевые решали деньги и связи, в 10-е годы решали связи, а сейчас решает дурацкое слово «формат», но на этот раз нужно быть больше из интернета, чем из ящика. Иначе не пробьёшься. Всё время стоит ограничитель для артистов, которые делают настоящую музыку. Причём я сейчас говорю не про себя. У меня-то своя аудитория почти полмиллиона в сутки. Но становится обидно за артистов, у которых нет столько сил и духа, чтобы набирать большую аудиторию и развивать соцсети. Они всегда остаются за бортом — на протяжении почти 40 лет.
Что нужно предпринять, чтобы коллективный разум стремился делать преимущественно хорошую музыку?
Нужно прилагать все возможные усилия, чтобы коллективный разум стремился слушать хорошую музыку. А делать её должны профессионалы. Для этого нужно повысить стандарты и образовательные, и вкусовые, и заниматься культурным просвещением, особенно среди молодёжи. Это работа за последние 5-7 лет снова возвращается на круги своя. Но мы только на начальном этапе. Мы упустили почти 20 лет культурного слоя, когда любое чудо, выходящее с микрофоном в руках, уже считалось «певцом ртом».
Как находите режиссёров для своих клипов?
С этим мне реально везёт. Судьба как-то сама приводит за общий стол на чьём-то дне рождения или на каком-то мероприятии, знакомят с такими режиссёрами на гастролях, или я вижу просто какую-то блестящую работу у коллег, запоминаю, кто режиссёр и стараюсь при помощи соцсетей найти контакты этого человека, написать ему и предложить: «Давай попробуем поработать». Как правило, получалось.
Можете представить команду людей, которая помогает вам на творческом пути?
С огромным удовольствием. В первую очередь, это, конечно же, моя мама. Мой бессменный автор и лучший друг Ирина Брилёва. Мой родной брат Сергей Брилёв. Марина Митрофанова-Горбунова, которая является моим директором. Также — блистательная PR-служба в лице Оксаны Романенко. Музыкальная часть — это, конечно же, Артур Залиманн. Это Дмитрий Кочетков, Александр Дедов, Андрей Балашов и многие-многие другие авторы, аранжировщики, с которыми мне приходилось работать, с кем работаю сейчас и собираюсь работать. Это большое-большое количество людей, боюсь кого-то не упомянуть. В разное время это разные концертные директора, каждому из них я благодарен. В данный момент эта позиция вакантна, но я думаю, что в ближайшее время вас ждёт большой сюрприз.
Можно ли сойти с ума, если весь день слушать только джаз?
Ни в коем случае! Джаз вас гармонизирует и дарит лёгкость. Я с удовольствием могу прослушать джаз весь день. Хотя, конечно, здесь ещё надо понимать, о каком именно джазе идет речь.
Скажем, Bebop?
Да хоть Bebop! Несмотря на то, что Bebop – это отдельная разновидность джаза, когда во время импровизации музыканты обыгрывают не мелодию, а именно гармонию, такая музыка, когда звучит в фоновом режиме в ресторане, увеселительном заведении и даже у вас дома, когда вы занимаетесь делами, развивает ваши математические и аналитические способности. Потому что музыка, в первую очередь – это математика.
Имеет ли артист право петь под фонограмму?
Если подобное исполнение идёт на слишком большой площадке — это стадион или какая-то площадка, где крайне тяжело подзвучить живым звуком, то да. Как правило, такая практика используется, если идёт телетрансляция, но обычно это обязательно указано на афише и на билетах, которые приобрели зрители — что частично концерт идёт либо под фонограмму, либо с использование записи, которая называется «пререкорд». Во всех остальных случаях я считаю это неуместным. Даже когда артист болен или не может выйти на сцену, он может честно об этом заявить зрителю. Либо отказаться выходить. Всё очень просто.
Какая музыкальная премия подчёркивает талант артиста?
Самая главная премия — это любовь зрителей, вне зависимости от званий, достижений, статуэток, которые стоят дома. Когда-то, в самом начале пути я думал: «Господи, они же такие великие, такие звёзды, такие прекрасные, есть такая статуэтка, этакая». А потом, когда у тебя дома стоит большая часть таких статуэток, ты думаешь: «Какая это глупость. Это же совершенно неважно». Ты благодарен своим коллегам за признание твоих достижений и заслуг. Но это никак не определяет твоё место в профессии, абсолютно нет. Самое главное достижение — это реакция зрителей.
У вас есть свой сайт. Скажите, оправдано ли его существование в эпоху социальных сетей?
Обязательно! Какие бы ни были мощные социальные сети, всё равно должен быть официальный сайт, при помощи которого, как с трибуны, пусть крайне редко, но любой публичный человек делает официальные заявления. Или выкладывает свой гастрольный график. Или делится своими самыми важными новинками в музыкальном смысле этого слова. Официальный сайт всё равно нужен. Хотя крайне редко кто им пользуется.
Вы успеваете поделиться опытом с другими, поскольку преподаёте вокал и актёрское мастерство. Скажите, любого человека можно научить петь?
У любого человека есть слух, у любого человека есть голос. Другое дело, при помощи каких техник в нём это дело разбудить. Я свою профессию очень люблю, буквально уважаю. И самое крутое, когда ты устраиваешь соревнование с самим собой: получится или не получится. Как правило, получается!
Могли бы назвать имена своих учеников, которые сегодня успешно применяют полученные знания?
По причине конфиденциальности и того, чтобы большая часть моих учеников являются несовершеннолетними, законодательство мне строго-настрого запрещает это сделать. Я могу намекнуть, что достаточно большое количество ребят, которых вы наблюдаете во многих телевизионных проектах, являются моими учениками. Потому что в нашей среде хороших педагогов, даже в городе-герое Москве, можно пересчитать по пальцам четырёх рук. Где-то порядка 20-25 человек, чему мнению я доверяю и с кем мы, скажем так, по-хорошему соревнуемся в позитивном результате. Называть учеников просто неприлично. Во-первых, я их об этом не спрашивал. Во-вторых, со временем всё и так встанет на свои места.
С каждым днём артистов становится всё больше. Зачем люди становятся артистами, как думаете?
Деньги и тщеславие — вот так всё просто. Тот, кто родился с этим призванием, это люди, как правило, очень воспитанные, тихие, спокойные. Которые приходят в эту профессию и очень гармонично в ней существуют. Но таких единицы. С каждым годом всё больше и больше людей пытаются ворваться в профессию для того, чтобы о них больше узнали. Профессия потом всё фильтрует. И время покажет, кто есть кто. Но то, что сейчас какой-то невероятный шквал, наверное, говорит о том, что мы просто оживаем. В конце концов, пусть растут все цветы. А цыплят по осени считают.
Что в вашем понимании «хитовая композиция« и могли бы привести пример?
В современном понимание это кубик Рубика, когда несколько музыкальных хуков-крючков скроены с запоминающимся текстом. Желательно, чтобы трек длился не более трех минут, а лучше 2-2.5. Это современные требования, особенно в танцевальной музыке. Вне времени, вне формата будут хорошо симфонизированные баллады и песни на сиюминутный политический контекст. Вне зависимости от того, что это может быть и «песня о любви». А дальше — на вкус и цвет. Хитовая песня — это песня, которая залетает в чарты. Другой вопрос: она залетает туда естественным способом или потому что продюсеры договорились. Дальше делайте выводы сами.
Какими языками Вы владеете, помимо русского?
Хотелось бы верить, что я и русским владею более-менее сносно. Но в разное время своей жизни изучал английский (очень хорошо говорю и пишу), испанский, итальянский, португальский, французский, латынь. Потому что выходить на сцену и петь на иностранном языке, но не говорить на нём или, как минимум, не понимать текст, который ты исполняешь, мне кажется, неприлично. Даже если ты не говоришь на корейском языке, но нужно спеть блистательную корейскую песню, нужно нанять хотя бы одного педагога, который разберёт с тобой и фонетику, и лексику, и ты будешь знать дословный подстрочный перевод любого произведения. Даже, повторюсь, на корейском, который для русского уха не очень-то привычен. Тем более, что этот язык очень красивый и певучий.
Русскоговорящие слушатели частенько ругают наших артистов, которые поют, например, на английском с акцентом. Такая ли это серьёзная проблема?
Это гигантская проблема. Во-первых, это неуважение к собственной русской культурной кодировке. Также это неуважение к кодировке иностранного языка. Если ты поёшь на иностранном языке, будь любезен, имей как минимум двух иностранных педагогов. Один педагог разберёт с тобой фонетику, как с попугаем, чтобы ты чётко её повторял. А второй педагог должен разобрать с тобой лексическое значение в отдельной манере — чтобы ты точно понимал, про что ты поёшь. Только с осознанием того, что поёшь и для кого ты поёшь, такое творчество становится приемлемо. Как только я вижу на сцене лингвистический колхоз, когда у людей отвратительное произношение, это выглядит как минимум смешно. Почему? Потому что эти видео выкладываются в интернет, в общемировую сеть. И таким образом авторитет профессии со стороны русского творчества, к сожалению, никак не повышается.
Почему некоторые талантливые люди сходят с дистанции после участия в различных музыкальных ТВ-проектах?
Потому что у них в голове есть иллюзия, что после участия в том или ином проекте, их карьера должна взлететь вверх. Только самые взрослые и опытные понимают, что после участия в таких проектах и начинается настоящая большая работа. У тебя есть кредит доверия зрителей, нужно тут же его оправдывать — писать материал, запускать его, нужно включить «чувство локтя» в смысле пробивания себе своей собственной дороги, и драться за своё место под солнцем. А многие расслабляются, почивая на лаврах своего сиюминутного успеха и думают, что сейчас все продюсеры придут к ним домой со своими предложениями. Как правило, это далеко от реальности. Люди расслабляются, и в течение полугода-года приходят новые кумиры, а предыдущих забывают.
Как долго Вы способны воздержаться от музыки, её прослушивания или сочинительства?
Ни дня. Не было ни одного дня, чтобы я «воздержался от музыки». Хотя бы слушать, услышать, исполнять, что-то придумывать, записывать — каждый день. Это физиологическая потребность.
Важно ли артистам разбираться в авторском праве?
Обязательно. Это жизненная необходимость. Вашему покорному слуге повезло с родителями, в первую очередь, которые вовремя объяснили: «Сынок, сначала получи не музыкальную профессию (и я стал юристом), потом защити диссертацию (я стал кандидатом юридических наук) и потом уже иди в творчество». И сколько раз в жизни мне ни пытались подсунуть какой-то «левый» договор, как правило, люди не преуспевали — ни в мошенничестве, ни в обмане. Таким образом, когда артист сам имеет информацию, умеет пользоваться информацией об интеллектуальной собственности, он будет защищен. В противном случае — он может стать жертвой мошенников.
Можно ли сегодня случайно добиться успеха в музыкальном бизнесе, стать широко известным благодаря стечению обстоятельств?
Случайностей на свете не бывает. За любым человеком, у которого большая карьера за спиной (или пусть даже не очень большая), всегда стоит один, два или десять мешков соли, пудов соли, которые он уже съел. Поэтому если вам кажется, что какой-то блогер внезапно влетел и стал сиюминутно популярен и известен, скорей всего, за этим стояла гигантская подготовительная работа — года-два-три он к этому шёл, наращивал аудиторию. И по итогу мы видим только результат его деятельности. Крайне редко бывает, что «выстреливает» кто-то внезапно, но это «калиф на час». Выстрелил — и исчез. Но и таких примеров всё равно немного.
Как обычному человеку отличить профессионального артиста от дилетанта, если на концерте и одного, и другого аншлаг?
А для вас существует какая-то разница между обычным и необычным человеком? Любой зритель — король. Любой зритель голосует рублём. Любой зритель определяет свои авторитеты, свои вкусы. О вкусах не спорят, как бы банально это ни звучало. Но есть маленькая проблема. Когда начиналась советская Россия, на концерты классических артистов и популярной на тот момент музыки, которые включали в себя и романсы, и народные песни, приходили обыкновенные рабочие с завода и обыкновенные крестьяне. Потому что уровень культуры был гораздо выше, и они прекрасно ходили на концерты в филармонии и консерватории. Сейчас мы наблюдаем совершенно иную ситуацию. Только самообразование нации позволяет вычищать культурную среду. Потому что кодировка изменяется качественно к лучшему. Слушайте хорошую музыку, верьте в себя, интересуйтесь всем на свете и чаще улыбайтесь себе в зеркало.
До встречи на концертах!
Ваш Владимир Брилёв.