Ирина, добрый день.
Доброго времени.
Вы довольно известный в Санкт-Петербурге организатор музыкальных и поэтических концертов для начинающих артистов, расскажите, как началась ваша деятельность?
Деятельность – слово громкое. Почти шесть лет назад я приехала из «периферии» города Кирова, а именно из города Вятка в Санкт-Петербург с целью выступить на фестивале, рекомендованном моим добрым гением, радушной хозяйкой «Квартирников у Алёны» Алёной Ласкоронской. Это был мой первый выход в свет и на большую сцену, и было мне тогда уже тридцать четыре года. Но лучше поздно, чем никуда. (Улыбается.) Организатором фестиваля была юная и прекрасная Марта Ковалевская, сам фестиваль проходил в клубе «Революция», там я и познакомилась с музыкантами и организаторами мероприятий, а позже решила не уезжать вовсе.
Что тогда осталось дома?
Дома осталась хорошая перспектива: друзья строили, а теперь уже и запустили центр современного искусства «Галерея прогресса». Но я решила всё отпустить и выбрала Санкт-Петербург, или он выбрал меня. Он такой, он может. (Улыбается.)
Как в дальнейшем складывалась ваша творческая деятельность в Санкт-Петербурге?
Я постоянно знакомилась с разными людьми и в итоге записала альбом, что называется «на коленке», совместно с прекрасным музыкантом и звукорежиссёром из Казани Женей Цыгановым, который подыграл мне в нескольких композициях и сделал аранжировки, сведение и мастеринг. Альбом, кстати, я записала в память моему маэстро-учителю, другу и соавтору Максу Шишкину. Параллельно я выступала в различных клубах и участвовала в квартирниках и разного рода музыкально-поэтических «солянках», потихоньку обрастая знакомствами в музыкально-поэтической и творческой среде. Спустя какое-то время я поняла, что так же, как и мне, так и многим начинающим артистам, тяжело делать первые шаги на пути к творчеству. Вскоре устроила празднование своего дня рождения в виде «концерта-солянки», после чего мои творческие друзья предложили организовать что-нибудь более масштабное. Итогом стал концерт, численность пришедших зрителей на котором превысила вместимость бара «Summer bar» на Гороховой улице.
Расскажите об этом вечере, пожалуйста. Где проводили, и кто выступал, если возможно вспомнить?
В паре с Екатериной Женевой, прекрасным автором и рок-исполнителем, мы объединили усилия и нашли союзников в лице арт-директора Roks-club Андрея Колобердинова. Был четверг, зрителей в зале было человек десять своих и пятнадцать приглашённых, но все выступающие были рады немаленькой сцене и приличному звуку. Среди участников тогда были: Екатерина Женева — авторский рок; Ирина Alexander — поэт; Мария Эспуар — поэт; Татьяна Мацкевич — автор-исполнитель; Мария Мирабелла — кавер-исполнительница; Наталья Середа – поэт; Мария Зю — кавер-исполнительница; Ульяна Ярцева — автор-исполнитель; Ло Шлегель – поэт; Алёна Малиновских – поэт; Константин Быканов – мульти-исполнитель; Ольга Барсукова – поэт; Мария Чупина – поэт; «Екатерина Пантелеева и Ко» — группа, играющая экспериментальный рок; Ольга Черубина – поэт; Ирина Марихина — бард-рок; Ксения Пушкарёва — автор-исполнитель и исполнитель каверов; Олег Шпиль — автор-исполнитель и это далеко не все, кого-то могла упустить.
Как давно вы организовываете подобные концерты?
Если я ничего не путаю, то началось всё два года назад.
Как часто концерты проходят сегодня?
На данный момент у меня получается организовать один, три концерта в месяц. Не хочу превращать приятное занятие в работу.
Ирина, все ваши концерты имеют название — концерт фестиваля «Сотоварищи», расскажите о названии, пожалуйста.
Концерт фестиваля «Сотоварищи» — это наше рабочее название. Да, так обычно они и называются, но когда мы организуем концерты двум, трём или четырём исполнителям, то название обсуждаем с ребятами. Иногда очень смешные случаются диалоги в чате.
Расскажите о вашем творческом образовании «Сотоварищи».
Творческое объединение появилось благодаря общему желанию выступать на публике и оттачивать своё мастерство. Горстка «Сотоварищей», ещё не знавших, что они «Сотоварищи», объединились ради создания банальной, казалось бы, компании в кругу друзей и себе подобных. Годы идут, нас всё больше. Год назад мы провели фестиваль на нескольких дружественных площадках, и первые наши победители ушли в собственное «большое плавание». Мы всех их помним и любим, помогаем, чем можем-репостами в группе, рассылкой, организацией концертов, дружеским советом.
Сколько выступающих в рамках каждой программы в среднем?
В среднем выступает до пятнадцати человек, приславших заявки.
Организационной частью занимаетесь только вы, или у вас есть помощники?
В организации концертов мне очень помогают Мария Эспуар и Наталья Середа, а также дизайнеры Анастасия Дейнега, Полина Шиллер и Евгения Белова. Они сами творческие люди и знают, чем, когда и как помочь, за что я им безмерно благодарна. Марии за привлечение в группу новых подписчиков и проведение наших мероприятий, а Наталье за рассылку по группам со смежными интересами и приглашения на концерт. Без них у меня ничего бы не получилось. Девчонки очень помогают лично мне и «Сотоварищам» жить. Чуть не забыла Катю Серёгину, она тоже организатор и помогает с рассылками, а также консультирует по рекламным ресурсам. Да и мальчишки тоже, Костя Быканов и Артём Рассветный. Конечно, не могу не замолвить слова благодарности нашим фотографам и видеооператорам: Тассе Венеберг, Любови Носковой, Александре Лебедевой и Михаилу Тетерину.
Как вы обеспечиваете приход зрителей?
Конечно, мы засыпаем наших подписчиков и друзей дружеским спамом и размещаем рекламу в дружественных и бесплатных сообществах. Также, лично обзваниваем друзей, приглашаем выдохнуть и провести приятно время в компании творческих людей. Зрителей по условиям нашего фестиваля должны собирать не только мы, как организаторы, но и сами участники. Иногда так бывает.
Вы ограничиваете артистов по жанрам?
У нас всегда можно услышать музыкантов и поэтов абсолютно всех жанров, как говорится: «Все форматы в формате». Конечно, у нас есть поэты и музыканты, которых мы часто приглашаем выступать, в качестве гостей, но это не потому, что они любимчики, а просто потому, что они готовят новые программы и интересны зрителям.
Ирина, расскажите, как к вам попасть в качестве артиста? Как вы отбираете кандидатов?
Иногда кого-то рекомендуют друзья-музыканты и поэты, а вообще потенциальные артисты знакомятся с условиями участия в нашем концерте или фестивале в нашей группе ВКонтакте и присылают заявки по форме. Мы изучаем их творчество, а именно слушаем аудио и смотрим видео, читаем их стихи и в итоге приглашаем, если вопрос спорный — обсуждаем. За всё время отказали только одному заявителю. Причиной отказа явился его непрофессионализм, или, может быть, мой. (Улыбается.) Просто у человека были графоманские тексты, и он совсем плохо владел голосом и гитарой.
Был ли у вас опыт организации сольных концертов одному или нескольким артистам?
Опыт организации концертов у нас был и по сей день имеет место быть. Это непросто сейчас, собрать людей на два, три совершенно или мало знакомых артиста. Но группы сами помогают нам с организаторской деятельностью: расклеивают афиши, приглашают друзей, делают рекламу. Для тех музыкантов, которые работают и готовят новые программы, мы открыты. Например, в бар-клубе «Манхэттен», дружественная нам площадка, куда «Сотоварищи» перебрались после закрытия «Rocks club», в феврале прошёл концерт «Сны во время зимы». При поддержке «Сотоварищей» выступили четверо талантливых и очень интересных андеграунд-артиста, играющих в жанре экспериментальной рок-музыки: Антилла, Михаил Воронцов, Роман Анохин и Юрий Ганс.
В каких клубах вы проводите свои мероприятия?
После «Summer-bar» и «Rocks club» мы перебрались в клуб «Ящик», а после в арт-салон «Невский 24» и в арт-кафе «Африка». Теперь же мы чаще всего проводим концерты «Сотоварищи» в бар-клубе «Манхэттен». В своё время мы выбрали их заведение, как один из старейших рок-клубов с удобной локацией. Директор Екатерина Лапшина и арт-директор Роман Маратканов во многом идут нам на встречу и помогают. Приятно работать с профессионалами, что в общем-то можно сказать обо всех площадках, где мы проводили наши мероприятия. Также с недавнего времени, музыкантам и поэтам, готовым выступить с часовой программой, собирающим свою публику, организуем концерты в малом зале известного клуба «Fish Fabrique».
Были ли у вас выездные концертные вечера?
Выездные вечера мы проводили в Пскове. Небольшой командой из четырёх человек выступали на квартирнике у Иры Гурылёвой, руководителя клуба «Бор Хейм», и в байк-клубе «АLKATRAZ», по приглашению гостеприимных хозяев, Рудольфа и Ксении Грий. В Пскове мы оказались благодаря моему знакомству и дружбе с местными музыкантами, Александром Петровым и Александром Багаевым, именно они помогли нам организовать выступление. Также мы командой добровольцев от «Сотоварищей» выезжали на рок-фестиваль «Зажигалка», куда нас пригласил один из организаторов и замечательный музыкант, фронтмен группы «Борисевич и комп» Игорь Борисевич. Конечно, мы подготовились и отыграли «на ура» на всех площадках: дружно жили в палатках, варили обеды, справлялись с трудностями и не забывали поддерживать «наших» и выступать для «народов».
Чем выездные концертные вечера радикально отличаются от концертов в Санкт-Петербурге?
На выездных мероприятиях всё происходит более спонтанно и живо, много экспромтов, приятных и не очень. Но именно это даёт нам сплочённость и возможность проявить себя, показывает нам наши сильные и слабые стороны и дарит новые знакомства и поклонников. В общем, это либо успех, либо опыт. (Улыбается.)
Планируете ли приехать с концертом в Москву? Кого привезёте из питерских артистов и кого позовёте из московских?
Планируем, конечно. Приглашение от организаторов мероприятий, как говорится, ускорит нашу встречу, а если серьезно, с Москвой у нас пока, как в статусе ВКонтакте — всё сложно, но планируем в недалёком будущем это исправить. Пока всё на стадии переговоров с московскими организаторами концертов, конечно, это дело времени. Привезём тех музыкантов и поэтов, кто готов выезжать, так как большинство артистов по совместительству работает на основной работе далёкой от творчества, и не всегда может уехать. Из московских друзей обязательно пригласим Татьяну Османскую и «AzZzA» и ребят из творческого объединения «Обелиск».
Насколько тесно вы знакомы с московскими артистами?
С некоторыми московскими артистами из объединения «Обелиск» нам удалось познакомиться в этом году, благодаря их, организованному Алексеем Моисеевым, выступлению в легендарном клубе «Котельная Камчатка». Это такая дружная команда, где очень много интересных авторов. Ближе удалось познакомиться с Татьяной Османской и проектом «AzZzA», когда они выступали на одном из наших концертов в Санкт-Петербурге. Очень талантливые и перспективные ребята, сильные тексты и красивая музыка. Надеемся их услышать из «каждого утюга».
Сегодня публика искушена донельзя. На мой взгляд, публику привлекает дружеская атмосфера, необычность, яркость, качество и профессионализм музыкантов и исполнителей.
Сейчас всё чаще можно наблюдать интерес к музыкальной поэзии, не считаете ли вы, что происходит формирование нового творческого кластера и музыкального направления на стыке этих двух течений: поэзия и музыка?
Да, конечно, сейчас всё больше коллективов, которые творят в жанре мелодекламации. Это интересное явление, новый жанр и прекрасная почва для экспериментов.
Ирина, мы знаем, что вы сами поёте и имеете опыт артистической концертной деятельности, также, в начале беседы вы рассказали нам о своём сольной альбоме. В завершении нашего диалога хотелось бы вернуться к теме сольного творчества, так как большинство наших читателей — начинающие артисты. Расскажите подробнее, пожалуйста.
Началось всё с желания научиться играть на гитаре и участия в самодеятельности, в школьных постановках и концертах в пионерских лагерях. В музыкальной школе я училась по классу скрипки, но это был не мой выбор, а выбор экзаменаторов. Скрипку я люблю слушать, но о гитаре мечтала с детства. Первым моим учителем был петербуржец Виталий Климентьевич Иванов, возможно — это провидение. (Улыбается.) В 1998 году я окончила ВУЗ, работала главным бухгалтером и писала тексты в стол. В двадцать четыре года я вернулась к идее научиться играть на гитаре и принесла тексты знакомому музыканту Максиму Шишкину. Он написал несколько песен и стал меня обучать. Два часа в день я посвящала занятиям, пальцы болели жутко, но было очень интересно. Примерно через полгода родилась моя первая песня. Потом Макса не стало, но он не исчез, ведь после него остались песни.
В память о нём я решила их записать и донести до людей то, что и он и я чувствовали и хотели сказать. На этой волне я и оказалась в славном городе Санкт-Петербурге и очень благодарна провидению и тем, кто встретился и помогал мне на этом пути, а пути неисповедимы. В 2013 году мне довелось попробовать себя в роли «женщины-убийцы» в спектакле «НеУДОбные», будучи актрисой театра «Мы» Магдалены Курапиной. Были гастроли в Москве в Театре у Никитских ворот и в Зверевском центре современного искусства. Целый год мы репетировали в условиях обычной квартиры, а потом состоялась премьера в Академическом драматическим театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Это страшно и интересно — прожить жизнь другого человека. Пьеса, кстати, вошла в десятку лучших пьес 2013 года.
Есть ли у вас планы заниматься данной деятельностью дальше?
Возможно, когда-нибудь мне сильно захочется петь и тогда это будет совместный проект с кем-то из сессионных музыкантов. Мне очень нравятся кахон и джембе. Недавно услышала стихотворение Ольги Виор и захотелось написать романс. Написала и записала рабочий материал, мне кажется, я теперь понимаю отчего люди записывают синглы. (Улыбается.) Сейчас же, мне больше интересно помогать другим людям развиваться и самореализовываться. Пока писалось, я писала и пела, когда родится новый материал, стану делиться тем, чем богата, а пока с удовольствием принимаю участие в сборных «солянках» и творческих вечерах друзей, ищу то, что заденет «за живое» и вынашиваю то, чему не время было родиться. Я верю — когда творческий канал открыт, нужно делиться с миром своими мыслями.
Ирина, спасибо вам большое, и удачи творческому объединению «Сотоварищи».
И вам спасибо огромное! Всяческих благ и успехов вам и вашим читателям.