Павел, здравствуйте! Первое впечатление, которое складывается при прослушивании вашей музыки и просмотре ваших фотографий, — вы скорее зарубежный саунд-дизайнер, художник или фотограф и точно не говорите по-русски. Скажите, где вы родились?

Здравствуйте! Я родился в маленьком провинциальном городе Великие Луки в Псковской области. Так уж случилось, что последние несколько десятков лет западная культура вышла в лидеры, наверное, всей планеты. С растущими темпами глобализации уже вообще не так-то просто понять, что такое западная культура. Всё смешалось и наступила эпоха гибридов, а я просто стараюсь держать максимальную для себя планку.

Чем вы увлекались до того, как начали заниматься музыкой?

В одну ногу с музыкой у меня идёт дизайн и фотография, осваивать Photoshop я начал ещё в школе, теперь дизайном зарабатываю себе на хлеб. Попытки заниматься музыкой у меня начались достаточно давно, примерно в 2003 году. Но тогда это был скорее саунд-дизайн, чем музыка, попытка подражать, выйти на один уровень, один звук со столпами экспериментальной музыки. Если кому интересно, то речь про мой старый проект Electronic Noise Controller.

Можете поделиться ссылками на материалы Electronic Noise Controller, пожалуйста, и скажите, насколько сильно вы повзрослели в профессиональном плане? Чем вы готов пренебречь и на что обращаете особое внимание в вопросах качества звука?

Конечно. В моей группе в VK, кроме Tremulaant есть и старые треки. Не знаю, чем в таком случае измеряется взросление, но подход к музыке точно сильно изменился. В этом и есть главная причина создания нового проекта. На мой взгляд, главное добиться баланса между какими-то общепринятыми музыкальными клише, как в смысле аранжировки и звука, так и, собственно, в музыке, и своими самобытными идеями. Ну, а насколько сильно отходить от клише в своём творчестве, каждый решает сам. Это ни в коем случае не призыв создавать поп-музыку, иногда полезно радикально отойти от стандартов, сделать что-то безумное. Иначе в чём вообще смысл творчества?

25 февраля у вас вышел альбом Tremulaant — Shivers, скажите, почему вы не преследуете цели заработать на музыке, а свободно делитесь ею, используя для этого разные сервисы?

Причин множество, изначально я пишу музыку для себя, потому что хочу, мне это нужно. Плюс, в текущих реалиях, особенно нашей страны, на ней ничего не заработать, исключая, конечно, живые выступления, но публику для них ещё нужно где-то найти. Поддержать меня материально можно, платно скачав альбом с Bandcamp. Но мне гораздо важней знать, что где-то там, какому-то человеку легче живётся под мою музыку, она его вдохновляет.

Насколько часто к вам поступает ответная реакция от слушателей, и какие рекламные рычаги вы используете, чтобы получить эту реакцию?

Если честно, то очень редко. Ничего особенного для раскрутки своей музыки я не делаю. Просто стараюсь выкладывать своё творчество на основные популярные сайты.

Вы выложили альбом для бесплатного скачивания не только в .mp3 качестве, но и в самом высоком — .flac. Насколько существенно изменилась оценка людей после того, как они услышали аудиоматериалы в лучшем разрешении?

Это очень сильно зависит как от самого человека, уровня его развития, музыкальной искушённости, так и от качества его саунд-системы. Плюс, никто не отменял эффект плацебо и силу самовнушения. Если человеку спокойней и приятней слушать музыку в максимально возможном качестве, то в этом ничего плохого нет. Мне кажется, если провести параллель с пирамидой Маслоу, то на самом нижнем уровне стоит всё же сама музыка, мелодия, может быть, характерный и узнаваемый ритм. И только потом, уже выше — сам звук, саунд-дизайн. Но, конечно, техническая составляющая очень важна, особенно в наше время. Ну, а я стараюсь просто делать хорошую, в моём понимании, музыку.

Свой альбом вы разделили на две части по степени звучания: «Первая половина — неспешная холодная электроника с вкраплениями живых инструментов. Вторая — нечто более динамичное, живое и менее фоновое». Что вас вдохновило на запись такого звука?

На самом деле, я слушаю очень разную музыку, стараюсь понять её и вдохновляюсь ею. Альбом записывался несколько лет, мой подход и уровень за это время изменились, следовательно, изменилась и музыка. Этой банальной причиной и можно объяснить такую разношёрстность альбома. Разделить альбом на две части я решил только из соображений восприятия, думаю, его так проще понять.

В каком аудиокачестве вы слушаете музыку и какую?

Как я уже обозначил выше, стараюсь слушать в максимально возможном. Но золотых проводов у меня дома нет. (Улыбается.)
Слушаю очень много разного, начиная от предельно медленных Bohren & der Club of Gore и заканчивая безумными The Fall of Troy. Очень сильно на меня и моё музыкальное мышление повлиял Omar Rodriguez Lopez, гитарист и лидер небезызвестных The Mars Volta — если внимательно слушать альбом, то это можно заметить. В музыке я ценю неординарность аранжировки и подачи мелодических фраз.

Насколько важно, чтобы графическое сопровождение не шло в разрез с музыкой?

Если вы имеете в виду сочетание визуальной культуры и музыки, то лично для меня это важно. Я стараюсь создать цельный образ своих проектов и люблю, когда другие музыканты этим тоже всерьёз озабочены.

Вы всегда сами занимаетесь созданием обложек к своим трекам, или есть люди, которые тебе время от времени помогают?

Да, так вышло, что я дизайнер и люблю всё держать в своих руках. Пару раз я пытался привлечь сторонних иллюстраторов, но пока что ничего из этого не вышло.

Что вас сегодня удивляет в отечественной электронной музыке?

К сожалению, я мало слушаю отечественную музыку, но не по причине того, что у нас ничего своего нет. Уверен, что существует огромное количество очень талантливых и самобытных музыкантов.

Скажите, должны ли мы быть благодарными западной музыкальной культуре за то, что имеем на сегодняшний день в России? Какова заслуга наших зарубежных коллег?

Я не склонен чётко разделять заслуги каких-то отдельных наций и музыкантов. По натуре я — космополит и считаю, что мы должны быть благодарны всем людям планеты, вносящим что-то новое в наше общее наследие.

Читаете ли вы книги, если да, то посоветуйте, что было бы интересно прочесть творческому человеку, на ваш взгляд?

Очень часто себя корю за то, что недостаточно много читаю. В наше время нужно чётко расставлять приоритеты, иначе тебя ни на что не хватит. Сам я люблю почитать что-то философское, социологическое, людям ведь свойственны самосознание и рефлексия. Посоветовать могу Эриха Фромма, например, его книги «Анатомия деструктивности» и «Искусство любить», Конрада Лоренца с его книгой «Агрессия» и Оливера Сакса с произведением «Человек, который принял жену за шляпу».

Насколько важно музыканту выпустить свой альбом? И как вы относитесь к синглам?

Наверное, это зависит от типа мышления и целей, которые музыкант преследует в первую очередь. Думаю, в каждом городе найдётся местная группа, которая играет уже лет десять, но до сих пор не выпустила ни одного альбома. Такое я не очень понимаю, для меня важно выпустить какой-то продукт. Для меня это своего рода отметка в развитии, знаете, как в детстве родители карандашом отмечали рост на дверном косяке. Сингл — чисто коммерческий феномен, поэтому синглов я не выпускаю.

Какое кино вам нравится?

Очень люблю кино, потому что оно сочетает в себе и визуальную культуру, и музыку, и умение рассказать историю, что-то донести. Люблю Дэвида Линча, в частности, «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв» и «Твин Пикс». Люблю качественные триллеры: «Дипломная работа» Алехандро Аменабара и «Неглубокая могила» Дэнни Бойла. В общем, отношусь к кино серьёзно, и, как правило, даже не смотрю в сторону того, что сейчас идёт в кинотеатрах.

Я не склонен чётко разделять музыку на живую и электронную. Это ничего не меняет, только разжигает бесконечные споры. Главное — музыка, а какими средствами она была получена, для меня не так важно.

Что вы можете сказать про музыкальный стриминг, действительно ли он убивает желание приобретать музыку за деньги в цифровом виде или на физических носителях?

В первую очередь, музыка должна быть доступна. Ну а желание приобретать музыку уж точно не зависит от количества стриминговых сервисов.

stereozvuq_tremulaant_interview_2Как изменится отечественный музыкальный рынок в ближайшие пару лет по вашему мнению?

Не думаю, что сильно изменится. Как обычно, люди будут искать способ бесплатно скачать и прослушать музыку, а правообладатели будут этому препятствовать. В музыкальном плане, я думаю, мы идём в гору, уровень растёт не только в России, а в мире в целом. В интернете полно уроков, начать заниматься музыкой может практически каждый, было бы желание. Но, конечно, терпения нужно тоже очень и очень много, если вы сторонник качества, конечно же.

Какие технические средства вы используете для записи своей музыки?

Совершенно ничего особенного. Сейчас я пишу в Logic Pro X. В основном, всё запрограммировано, но появились и живые инструменты. Я даже миди-контроллерами практически не пользуюсь, так уж привык.

Как вы относитесь к критике в свой адрес касаемо музыки?

Стараюсь воспринимать адекватно, если критика, на мой взгляд, конструктивна. Иногда люди подмечают то, чего я не слышу, и мне это действительно помогает. В общем, слушать её, наверное, нужно, но прислушиваться не обязательно.

Чем вы займётесь, если в мире пропадёт электричество?

Отдохну, наконец, от гула компьютера и буду играть на акустической гитаре.

Большое спасибо за интервью.

Спасибо вам.