Артём, здравствуйте. На сегодняшний день вы имеете определённый статус в музыке, что предшествовало этому, расскажите, пожалуйста?

Здравствуйте! Диджейством как таковым я начал заниматься достаточно поздно (если сравнивать с сегодняшним поколением, начинающим крутить вертушки с пятнадцати лет) — после окончания университета, в двадцать три года. До этого просто любил слушать хорошую музыку и частенько посещал ночные клубы. Там же меня впервые посетила мысль попробовать себя в качестве диджея. Над этой целью я и стал активно трудиться с 2008 года. Как итог – примерно к 2011 году я уже был широко известен в Донецке и Донецкой области. По правде говоря, ничего особенного за пультом я никогда не вытворял, никаких лайвов, барабанов или собственных вокалисток, просто играл качественную и актуальную музыку, которая нравилась «танцполу» и, самое главное, мне.

На какой музыке вы воспитаны?

Не буду обобщать по стилям и остановлюсь на персоналиях. Думаю, так будет понятнее. Axwell, David Guetta, Bob Sinclar и Eric Prydz. Это те люди, пик популярности творчества которых совпал с началом моей диджейской карьеры. Именно они сформировали мой музыкальный вкус и предопределили ту стилевую нишу, в которой я буду развиваться как диджей.

Вы до сих пор слушаете музыку этих продюсеров или у вас появились новые ориентиры?

По возможности стараюсь следить за их творчеством, однако такого пристального внимания, как раньше, уже не уделяю. А новые ориентиры с течением времени у каждого диджея либо музыканта просто обязаны появляться, как следствие развития их музыкального кругозора и появления каких-то новых, более качественных и интересных тенденций в мире музыки. Я не исключение.

Вы в первую очередь диджей или музыкант?

На сегодняшний день я и в первую и во вторую очередь диджей. Написанием музыки занимался относительно небольшой промежуток времени в 2012 году и за это время успел издать на лейблах всего четыре работы. После этого я пришёл к выводу, что полноценного музыканта из меня не получится, и решил сконцентрироваться на диджейской деятельности.

Кого сегодня принято считать музыкантом, как вы думаете?

Здесь я не буду оригинален. Музыкант – это человек, пишущий музыку. Не важно, на чём она создаётся, на реальных инструментах, которые можно потрогать, или в компьютерной программе. Для меня главное итог. И если этот итог звучит хорошо, то этого человека я буду называть музыкантом.

Как отличить плохого музыканта от хорошего?

По его творчеству. Здесь тоже ничего принципиально нового я вам не поведаю. Если его творчество востребовано и пользуется определённым спросом, это хороший музыкант.

Расскажите о своём опыте работы на радиостанции «MFM». Что интересного вы почерпнули для себя во время работы диджеем на радио?

В первую очередь хочется сказать о том, что для меня выпуск собственной программы на всеукраинской радиостанции стал шагом вперёд в карьере диджея. Попасть в эфир FM-радио – это значит получить солидную и совершенно бесплатную рекламную поддержку. Благодаря авторскому радиошоу «Club Generation» моя популярность на востоке страны выросла. Ведь радио «MFM» в то время было брендом и занимало лидирующие позиции во всех рейтингах танцевальных радиостанций Украины.

Что собой представлял подготовительный период перед запуском вашей программы? Можете обозначить этапы подготовки?

Да, конечно. В первую очередь были оговорены стилевые рамки и принципы выбора музыкального материала для эфиров. Мы обсудили общую концепцию выпуска программы «в массы» и приоритеты в выборе тем для общения с гостями. Были записаны соответствующие джинглы и рекламный ролик.

Как назывался ваш первый трек? С помощью какого оборудования и программного обеспечения вы его записали?

Первый трек, записанный в соавторстве с диджеем и моим хорошим другом Артёмом Легавиным, он же Artyom Polskih, назывался Solitude, что в переводе с английского означает «пустота». Написан он был в 2012 году в программе Fruity Loops.

На Beatport мы насчитали около двадцати релизов с вашей музыкой, последний из которых датируется 9 ноября 2015 года. Сейчас вы перестали выпускать свою музыку?

Да, написанием музыки перестал заниматься уже достаточно давно и возвращаться к этому виду творчества пока не собираюсь.

Помимо прочего вы являетесь рецензентом на PromoDJ. Скажите, сложно ли оценивать чужие работы?

Ставить оценку музыкальному произведению не сложно. Сложно эту оценку грамотно обосновать, чтобы это не выглядело исключительно твоим субъективным мнением. Необходимо уметь дать характеристику работе, как с технической стороны, так и с эмоциональной – а это удаётся далеко не каждому человеку, который считает себя разбирающимся в музыке. К тому же, если ты являешься рецензентом, ты обязан разбираться в орфографии и правописании на «отлично». Считаю не приемлемым, когда в рецензии ошибок больше, чем в сочинении школьника-пятиклассника. А такие рецензии, к сожалению, бывают.

Ставили ли вы плохие оценки когда-нибудь? Если да, то что вас не устраивало в композициях или миксах?

Ставил тройки, двоек не было. Я стараюсь находить те работы, которые можно не только покритиковать, но и похвалить. Поэтому откровенно плохих треков или миксов я не рецензировал. Всё-таки приятнее знакомить слушателей с хорошей музыкой, чем с плохой. Пример:

При выборе материала для рецензий в первую очередь я ориентируюсь на свой собственный вкус и актуальные на момент написания рецензии течения в определённом стилевом направлении.

Менялась ли ваша точка зрения когда-либо после написания рецензии на тот или иной трек?

Нет, такого не было.

Удалялись ли ваши рецензии когда-нибудь, либо вами, либо музыкантами, которые их получали от вас?

Сейчас всё и не упомнишь на самом деле. Да и проверить возможности нет. Очень часто работы с рецензиями пропадают со страниц авторов по причине отсутствия свободного места на аккаунте пользователя. Ситуации, в которой я бы знал, что человек удалил мою рецензию ещё не было, это точно.

Есть ли какие-то способы молодым музыкантам популяризировать свою музыку, могли бы вы поделиться опытом?

Так как популяризацией своих композиций я практически не занимался, потому-что их было написано очень мало, советы от меня могут быть полезны только начинающим диджеям.

Что должно быть в арсенале диджея, чтобы он был уникальным в своём роде?

Качественный материал, без него никак. Будь это андеграунд или попсовый саунд – он должен быть в первую очередь правильно сведён и отмастерен. Далее, узнаваемые и популярные работы — для коммерчески ориентированных диджеев, оригинальные и не заезженные композиции — для любителей поиграть андеграунд. Конечно, диджей должен уметь себя преподнести публике, однако это не значит, что он должен беспрерывно плясать за пультом, постоянно орать в микрофон или раздеваться. Достаточно будет просто уверенно вести себя во время сета, иногда поглядывать на танцпол и улыбаться. Контакт диджея и публики не обязателен, но определённо желателен, и важно периодически подтанцовывать в такт музыке. Клабберы должны видеть, что диджей любит своё дело и вовлечён в него не меньше, чем те, кто перед ним танцует. Уныло, боязливо стоящий и время от времени тыкающий пальцем в клавиатуру ноутбука диджей, желание «зажечь» не вызывает.

Каким способом вы записываете свои миксы?

Для этих целей, в своём большинстве, я использую компьютерную программу MixMeister Fusion. Реже записываю свои миксы в режиме «лайв» на профессиональном диджейском оборудовании, преимущественно использую «железо» всем известной фирмы Pioneer.

Вы когда-нибудь видели, что ваши коллеги по цеху, скажем, девушки-диджеи обманывали публику, проигрывая заранее сведённый микс?

Конечно, видел. Скажу больше, видел неоднократно. А для большинства девушек-диджеев, особенно тех, кто делает упор на незаурядный внешний вид, а не на музыку, это, к сожалению, вошло в норму.

Какими будут ваши действия во время выступления, если в зале отключится электричество на некоторое время, а потом снова включится?

Обычно в таких случаях я сразу же отключаю усилитель, сабвуферы, колонки и всю технику, резкий скачок напряжения в которой, после подачи электричества, может привести к её поломке. Конечно, если для этого нет человека, который бы этим занялся вместо меня. Публику я не развлекаю, если вы в своём вопросе намекаете именно на это, для таких целей в клубе должен присутствовать МС.

Вы покупаете музыку или получаете её в качестве промо непосредственно от лейблов или диджеев?

Если речь идёт об эксклюзивах, то чаще всего их я получаю в виде бесплатных рассылок от промо-лейблов или знакомых диджеев. Покупаю очень редко. К тому же сейчас в интернете довольно много сайтов, которые предоставляют качественный музыкальный продукт на законных основаниях совершенно бесплатно, в первую очередь PromoDJ.

Как вы относитесь к винилу и тому, что он вновь набирает некоторую популярность?

На виниле играл всего пару раз в жизни, поэтому что-то конкретное сказать не могу. Считаю, не важно, что использовать в своём выступлении – винил ли, CD-проигрыватели или контроллер. Главное, чтобы это нравилось тебе и публике.

Диджеинг — это смысл жизни или способ зарабатывания денег?

Вы вопрос поставили неправильно. Это вполне может быть как смыслом жизни, так и средством зарабатывания денег. Одно не обязательно должно исключать другое. К тому же это зависит от определённого этапа, на котором находится диджей. Если это начальный этап карьеры, когда всё в новинку, эмоции от новых знаний и умений зашкаливают, а приглашение даже в небольшой сельский клуб вызывает феерические чувства – безусловно, это смысл жизни. А если это каждодневная рутинная работа резидента без возможности сменить надоевший коммерческий репертуар и внести в своё творчество что-то новое – то это исключительно средство зарабатывания денег. Хотя можно прекрасно совмещать две эти составляющие, тогда это станет идеальной работой для любого диджея.

Посоветуйте, пожалуйста, пару-тройку треков от тех продюсеров, музыка которых вам нравится?

На данный момент мне импонируют работы таких авторов, как Me & My Toothbrush, Croatia Squad и Nora En Pure. Эти ребята пишут востребованную и качественную музыку, которая пользуется популярностью как у нас, так и в общемировых тенденциях. Если быть более конкретным:
Croatia Squad — What Can U Do (Original Mix)
Me & My Toothbrush — Drop That (Original Mix)
Nora En Pure – Lake Arrowhead (Original Mix)

Что вы думаете о трендах в музыке и кто задаёт их на ваш взгляд?

Музыкальные тренды задают люди, которые не только пишут, но и продвигают музыку в массы. Так было всегда. Наиболее популярными становятся работы, в рекламу которых вкладываются огромные деньги. Сегодня не достаточно писать качественную музыку – необходимо знать, как её преподнести слушателям. Единицы пробиваются на верхушку танцевальной индустрии только благодаря своему творчеству – большинство же там оказывается с помощью вездесущей рекламы и наработанных годами связей в шоу-бизнесе.

С помощью рекламы можно продвинуть любой трек?

Если трек качественный и хоть немного соответствует тем тенденциям, которые популярны в музыкальном сообществе на данный конкретный момент, то, безусловно, да.

Вы когда-нибудь прибегали к помощи рекламных кампаний?

Нет.

В карьере любого диджея всегда есть люди, помогающие ему на том или ином этапе творческого пути – начиная с тех, кто учил его ещё «зелёного» и неопытного техническим премудростям обращения с проигрывателями и заканчивая менеджерами и музыкальными директорами, если это диджей с мировым именем. Исключительно своими силами, без внешней помощи и подсказок стать диджеем в принципе нереально.

С каким музыкальным стилем вы больше всего себя ассоциируете?

House и его ответвления. Их достаточно много, поэтому перечислять все подстили нет смысла.

Вы знаете какие-нибудь способы, как наилучшим образом определить музыкальный стиль произведения? Сегодня частую и музыканты и диджеи определяют его неверно, если судить по комментариям.

Считаю, что в таких случаях в первую очередь нужно полагаться только на свой личный опыт в понимании и распознавании музыки. Конечно, при этом для меня не зазорно заглянуть в какую-нибудь музыкальную энциклопедию, коих сейчас в интернете предостаточно, и уже с её помощью определить принадлежность той или иной работы к определённому стилю. Это нормальная практика.

Какие ошибки вы как диджей совершали?

Типичные ошибки, которые присущи всем без исключения диджеям, особенно на ранних этапах развития карьеры: некачественное сведение, непопадание бочки одного трека в бочку другого; случайное нажатие кнопки «PLAY/PAUSE» на той деке, которая играет в текущий момент; неправильно подобранный трек, несоответствующий тому духу и настроению, которые были заданы предыдущей работой. Бывало такое, что в наушниках начинал подгонять композицию по скорости, не убрав громкость с канала, который, по идее, должен был быть выключен – элементарно забывал опускать фейдер в крайнее нижнее положение. В итоге на танцполе происходило что-то не совсем понятное. Считаю, что в этом нет ничего зазорного или необычного, все мы через это проходили и, в том числе, за счёт этого и набирались опыта.

Кто такие клубные резиденты в вашем понимании и какие цели они должны выполнять?

Клубные резиденты, это ребята, которые, засунув свои музыкальные предпочтения в одно место, должны играть тот «саунд», который соответствует тематике заведения, в котором они работают. Для этого их и держат.

Как вы думаете, сейчас слушателей больше чем диджеев?

Определённо больше. А вы в этом сомневаетесь?

Просто есть шутка, что в Лондоне уже каждый второй диджей.

Буду в Лондоне – обязательно проверю. (Улыбается.)