Алексей, добрый день. Как давно вы начали заниматься музыкой?

Здравствуйте. Музыкой начал заниматься ещё в школе, наверное, со второго класса. Пел в хоре. (Улыбается.) Потом учился играть на баяне, но всё прервалось с переездом в Германию. Музыкой в том виде, в котором сейчас занимаюсь, начал в 96-97 годах, то есть использование различной электроники: синтезаторы, драм-машины и т.п.

Легко ли вам давалось обучение игре на баяне?

Ужасно. (Смеётся.) Я так и не освоил. Это было классе в третьем, а потом мы уехали в “Гермашку”, там никаких баянов уже не было.

Почему именно этот инструмент решили осваивать?

Не помню уже. Думаю, что было доступно в школе, туда и пошёл. Гитары в школе, кажется, не было.

А сам инструмент у вас был дома?

Дома не было.

Скажите, можно ли говорить о том, что музыкальная школа подстегнула вас к увлечению электронной музыкой?

Вряд ли. Подстегнуло меня совсем другое. Просто музыка. В Германии впервые услышал что-то новое: Frankie Goes to Hollywood, Michael Jackson, Genesis и тому подобное. Потом, когда вернулись в СССР, в Новосибирске Kraftwerk вскрыл мне мозг основательно. Плюс друг мой тогдашний очень увлекался паянием всяческой электроники, Новосибирск же город радиоинженеров, завод Вега и тому подобное. Я тоже что-то там паял. Начал покупать пластинки. Коллекционирование записей, катушечный магнитофон.

Под пластинками вы имеете в виду винил?

Конечно.

Вы можете припомнить цены. Насколько сегодня музыка на виниле дороже, чем в то время, когда вы начинали их коллекционировать?

Не помню уже, но если сравнивать с нынешними ценами на диджейский винил, то местный винил был дешевле, а, как это тогда называлось “лицензионный”, фирменный примерно как и сейчас.

Вы можете пояснить терминологию, что представляет собой диджейский винил, а что фирменный-лицензионный?

Диджейский – клубная музыка, для танцпола. 2-4 трека на пластинке. Лицензионно-фирменный – альбомы известных западных групп, выпускавшихся тут, на Апрелевском заводе по лицензии. Или фирменный – привезённый оттуда сюда на продажу. Собственно, оригинальные издания были на барахолках, но была и куча всяких перепечаток, по лицензии. Барахолка, помню, была у Горбушки. Ещё неплохой магазин в доме книги на Новом Арбате был.

Коллекционировать винил вы начали в Германии?

Нет, в Новосибирске. Проигрыватель Вега там купили. В “Гермашке” я записывал кассеты с западно-германского радио.

Какого пика в коллекционировании винила вы достигли?

В количестве, вы имеете в виду?

Да.

Тысячи три-четыре было году в 2007-м.

Вы как-то приспособили жилище для хранения такого количества?

Ну, это не так много. (Улыбается.) “Икеевские” стеллажи.

Вы коллекционируете по сей день?

Уже не в тех масштабах, как раньше, но что-то покупаю для коллекции. Даб-техно в основном.

Когда вы стали по праву считать себя электронным музыкантом?

Наверное, после первого лайва. Конец 90-х, кажется. Как клуб назывался, уже не помню, он больше не существует.

Первый лайв в Москве или Новосибирске?

В Москве. Из Новосибирска я уехал в 1987 году. В Москве я с 1989 года.

Два года вы скитались по другим городам?

Два года я служил в армии. (Улыбается.)

А как вы попали в клуб на свой первый лайв?

Одна тусовка была – промоутеры, диджеи, тусовщики. К тому же, я уже вовсю крутил пластинки тогда, с 1996 года. 31.10.2016 был юбилей – 20 лет.

Как сформировалась тусовка после приезда в Москву?

Да просто стал тусоваться по разным неформальным местам. Все крутилось вокруг музыки, клубов, современного искусства. Художники, музыканты и так далее. Клубы тогда только начинали появляться.

Насколько хорошо вы помните свой первый лайв: сколько слушателей присутствовало тогда, какие звуковые инструменты вы использовали?

Народу было прилично, много друзей специально пришли. Лайв был полностью на железках, без компьютера: грувбокс Roland MC-303, Casio CZ-101 и какая-то драм-машинка Boss.

До лайва у вас были репетиции?

Были, конечно, дома рулил.

В итоге лайв был таким, каким вы планировали его, или вы пошли во все тяжкие на момент выступления, начав экспериментировать?

В основном как планировал. Просто в некоторых местах оставил больше места для работы руками.

Алексей, как отличить профессионального музыканта от новичка?

Никак. (Улыбается.)

Ни по музыке, ни по тому что говорит сам музыкант о своём творчестве?

По музыке как? Новички, как правило, и создают что-то новое, а профи могут застрять в своих годами “намоленных” рамках. Не все, конечно, но бывает.

Вы могли бы привести пример новичка и заядлого профи?

Воздержусь. (Улыбается.) Это все субъективно-личное.

Вот, собственно, вашим мнением и интересуюсь.

Вам не кажется, что критика по сути ни на что не влияет, музыканты пишут то, что хотят и не анализируют никаких суждений в свой адрес, тем самым они остаются такими, какие они есть?

Если человек уверен в себе, то зачем ему критика? А необходимые знания другим образом накапливаются, мне кажется.

Как устроены клубные вечеринки в Германии в отличие от наших?

Ммм… да примерно так же и устроены. Ну разве что VIP-зон нету и охрана в зале в большинстве клубов отсутствует. Есть доркиперы на входе.

А кто такие доркиперы?

“Охранник” на входе. Такие плотные ребятки, бугаи. (Смеётся.)

То, как публика принимает сет диджея, зависит от публики или от диджея?

Все вовлечены, конечно. Так везде, но наш народ более разборчивый, кстати.

Что наш народ готов принять, а что нет? Что говорит ваш опыт?

Наш народ принимает звёзд. (Улыбается.)

Критики будут всегда, и к ним будут прислушиваться те, кто не хочет довериться собственному вкусу и те, кто эту музыку активно продаёт и зарабатывает на ней. Но разве в серьёзном медийном масштабе критика сейчас есть?

Только звёзд?

Малоизвестному диджею будет сложно выступать после звезды, публика может свалить на другую заезжую звезду в другом клубе. Часто эти звёзды даже музыку играют совершенно разную, публике всё равно. Главное фан ухватить.

Как вы думаете, публика искренне получает удовольствие от звезды или просто демонстрирует своё удовольствие этой звезде?

Какая-то часть ходит, чтобы отметиться, под воздействием всеобщего хайпа, рекламы и т.п., но большинство всё же искренне, я думаю.

Вы выпускали музыку под разными сценическими псевдонимами. Почему вы приняли такое решение?

Скрываюсь от критиков. (Смеётся.)

Интересный поворот. А какие критики?

Самый главный критик – это я сам.

Вы часто публикуете свои наблюдения относительно новинок в сфере музыкального железа. Можете сказать, что из последних новинок вас особенно впечатлило?

Akai MPC Live, самый долгожданный продукт для многих, я думаю. Акай больше 10 лет не выпускали standalone-сэмплеров.

Вы что-то приобретали из новинок? Или наоборот что-то продавали?

И покупал и продавал, это постоянный процесс. Из последнего это Pittsburgh Lifeforms Blackbox и вот заказал Akai MPC Live.

Чем вы занимаетесь в настоящее время?

Играю, пишу музыку, делаю мастеринг.

Сколько должен стоить цифровой мастеринг сегодня, а сколько аналоговый, как думаете?

Не могу судить о ценах, рынок очень широк – от 5 до 250$.

Как вы думаете, насколько востребованы сегодня музыкальные стриминг-сервисы среди слушателей? Как знакомитесь с новой музыкой?

Не в курсе, если честно. Сам не пользуюсь, новую музыку ищу в профильных онлайн магазинах. Soundcloud, Bandcamp, Facebook тоже помогают.

Что из последних новинок вам понравилось, если не секрет?

Haramia Tapes – Pfunk.

Поделиться: