Армен, добрый день! Прежде, чем поговорим об альбоме The Camusov — Futuam.ini, релиз которого состоялся 13 апреля, хочется попросить вас разъяснить для нас и наших читателей, что такое постпанк?
Добрый! Вероятно, это что-то после панка, где-то так. Однако я не думаю, что новый альбом выдержан в этой стилистике. Собственно, он кардинально отличается от того, что мы делали раньше. По саунду это такой, скорее, гараж близкий по духу к 70-м годам. В некоторых треках даже есть подсказка о том, к какому временному периоду по звуку они относятся.
Вам близко время 70-x, если не рассматривать его через музыкальную призму?
Я так не думаю. Полагаю, что у нас вообще нет никакой привязки к какой-то определённой эпохе, ни в музыкальном, ни в каком-либо другом смысле. Мы стараемся жить сегодняшним днём.
Как давно началась работа над альбомом Futuam.ini?
Примерно около года назад. Работа над ним велась довольно неторопливо, но достаточно скрупулёзно. Звук на нём принципиально другой, не то, что вы слышали концертах.
Если не давать никаких характеристик альбому, могла бы обложка вызвать интерес у аудитории к его музыкальной составляющей, как вы думаете?
Да, и обложка и название альбома полностью отражают его концепцию. Хотя, на первый взгляд, возможно, это и не так очевидно.
Современный слушатель наблюдателен, дотошен в вопросах жёсткого разбора материала или, наоборот, прослушивание музыки — это примитивный процесс без глубокого анализа?
Детальный разбор музыки – это удел критиков. Однако я верю в то, что сейчас остались меломаны, которые пытаются проникнуть в смысл, способны оценить и проанализировать звучание музыки. Я сам из таких.
В альбоме всего 7 композиций. Лично для вас этого достаточно или могло быть больше треков?
На самом деле их восемь, одна из них не вошла в цифровую версию альбома по соображениям соблюдения авторских прав. Это песня «Буги-вуги каждый день», текст которой принадлежит перу покойного Майка Науменко. В том или ином виде она в скором времени появится. А вообще мне кажется, что сейчас выпускать длинные по продолжительности альбомы как-то особо смысла нет. Эфир перенасыщен музыкой, и слушателю сложно продираться через такой поток информации. Основной современный формат сегодня — это синглы, но лично я считаю, что самый объективный способ донести своё творчество – это, конечно же, альбом.
Вы считаете, что люди перестали слушать музыку «от корки до корки»?
Да, и всякие сервисы, предлагающие готовые миксы из композиций приложили к этому свою руку. Большинство людей просто перестало искать музыку и ждать выхода того или иного альбома. Да и зачем, когда тебе предлагают уже готовый бутерброд, пытаться приготовить его самому? (Улыбается.)
Какую композицию данного альбомы вы бы посчитали хитом?
В альбоме нет специально написанных «хитов». По содержанию он является достаточно целостным и концептуальным, и, разумеется, его нужно слушать целиком. (Улыбается.)
Вы когда-нибудь на протяжении своей карьеры стремились к тому, чтобы записать хит?
Не знаю. Все наши песни – хиты. (Смеётся.)
А вообще это странно, мне кажется, что не должно быть проходного материала. Мы не исполняем вещи, которые заведомо считаем слабыми.
Могли бы вы представить всех тех, кто работал над этим альбомом. Какую роль эти люди выполняли?
Саундпродюсером и вдохновителем записи выступил К.Ю. Рыбьяков, лидер группы КооперативништяК.
Идея возникла внезапно, и нам свою помощь в записи предложил именно Кирилл Юрьевич. Кроме того, он выступил соавтором, аранжировщиком и сессионным музыкантом на записи. Для нас это уникальный опыт, так как ранее все альбомы мы записывали вдвоём с Антоном Димитриевым.
Что в подходе Кирилла Юрьевича к музыкальному материалу вам показалось интересным и новым? Кто занимался сведением альбома, а кто взял под свой контроль мастеринг?
Всё было ново. Во-первых, это сугубо профессиональный и деловой подход. Кирилл Юрьевич взял весь процесс записи под контроль. Сведением и мастерингом занимался также он.
Кроме того, большое влияние оказала его музыкальная эрудиция и огромный опыт в записи альбомов. Достаточно послушать последние альбомы группы КооперативништяК, чтобы понять, каких высот он достиг в этом деле.
В публикациях своих сообществ вы сказали, что ожидается версия альбома на физических носителях. Могли бы рассказать, что это будут за носители, когда и где они появятся?
Каких-то конкретных сроков нет, так как мы не связаны ни с какими компаниями обязательствами. Сейчас идёт работа над оформлением диска. Думаю, что те люди, которые его ждут на CD, обязательно его получат.
Кто именно работает над оформлением диска?
Это Антон Димитриев, наш гитарист и солист. Большинство последних альбомов оформлял именно он. Кроме того, что он прекрасный мультиинструменталист, импровизатор и художник, он также недавно выпустил свою первую книгу под названием «#мёртвыйжурнал». Небольшой тираж этой книги разошёлся в считанные дни. Недавно он также дебютировал в главной роли как актёр в нашем первом клипе на инструментальную композицию Decline.
Планируете ли вы презентовать альбом в клубах города?
Особых планов на этот счёт нет, так как такой потребности, в общем-то, не возникало. А вообще в планах переиздание на CD предыдущих альбомов группы. Так что презентация возможна в любой момент.
Переиздание на CD абсолютно всех альбомов?
Не думаю, скорее всего, это будут альбомы периода 2008-2015 годов. Более ранний материал нуждается в переосмыслении.
Мне кажется, что сейчас выпускать длинные по продолжительности альбомы как-то особо смысла нет. Эфир перенасыщен музыкой, и слушателю сложно продираться через такой поток информации. Основной современный формат сегодня — это синглы, но лично я считаю, что самый объективный способ донести своё творчество – это, конечно же, альбом.
Какие первые комментарии вы получили в свой адрес касаемо содержания альбома, если не секрет, что говорят, что пишут?
Пока что были только позитивные оценки. Однако, я полагаю, для того чтобы проникнуться альбомом глубже, необходимо всё-таки посетить концерт и послушать группу живьём. Так будет доходчивее.
Ближайший концерт планируется 4 мая в Москве в клубе China Town Cafe.
Вы хотите получить в свой адрес не только позитивные оценки, но и негативные? Вообще приходилось ли вам ранее сталкиваться с тем, что люди меняли свою первоначальную оценку материала в студийном качестве после того, как послушали его вживую?
Не имеет значения. Любое мнение будет ценно для нас. Нам нужно двигаться дальше.
К сожалению, запись не всегда может передать эмоции, которые мы закладываем. В этом смысле «живой» концерт на то и живой, чтобы в режиме real-time все всё увидели и поняли.
Как вы думаете, смогут ли слушатели раскрыть смысл названия альбома, путём его полного прослушивания?
Я надеюсь на это. Слушатель будет настроен соответствующим образом.
Вы выпустили много альбомов, скажите, спустя некоторое время после того, как материал опубликован и большинство людей его послушали, хотелось ли вам что-либо изменить в его звучании, сделать иначе?
Разумеется, хотелось бы. Большинство альбомов записывались в домашней студии с применением минимума технических средств. Тем не менее, что-то в этом минимализме, на мой взгляд, есть. В них зафиксирован определённый момент. Так что пускай все так и остается. Однако это не исключает появления отдельных вещей в новом виде.