Николай, добрый день.

Добрый день!

Когда вы впервые поняли, что свяжете свою жизнь со звуком?

Как-то само собой вышло. Сестра училась этому, я бывал у неё на работе и решил пойти по её стопам.

Где она работала?

Начинала с прокатной фирмы. Потом с головой ушла в кино.

Она по сей день занимается звуком? С чем конкретно связана её работа?

Да, по-прежнему работает. Делает дубляж и монтирует шумы.

Надо будет у неё отдельное интервью взять, вы не против?

Она самостоятельный и взрослый человек, я точно быть против не могу. Думаю, что она тоже будет скорее “за”.

Какое у вас образование?

Если говорить про официальное, то – среднее специальное. (Улыбается.)

Что за учебное заведение?

Театрально-художественный колледж № 60, если, конечно, его опять не переименовали.

Как называлась ваша специальность или факультет?

Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ. Странно, что я до сих пор это помню.

Сколько лет заняло ваше обучение профессии?

Если брать период, когда я ходил на занятия и сдавал экзамены, то порядка 3-х лет. Обучение непосредственно профессии продолжается до сих пор и вряд ли планирует заканчиваться. (Улыбается.)

Вам помогает в работе то, чему учили когда-то?

Скорее нет, чем да.

Где довелось поработать по специальности?

Проще по-моему перечислить где не удалось. (Смеётся.) Самые разные направления: кино, театр, концерты, ТВ…

Назовите какие-то конкретные проекты, пожалуйста, и что особенно запомнилось?

В кино участвовал в съёмках фильма “Высоцкий. Спасибо, что живой“. В прокате и концертной площадке было много всего интересного и глобального, всего не упомнить. Сейчас по-максимуму снимаю спорт. Запоминаются, как правило, выездные мероприятия и командировки и вовсе не из-за работы.

Можете вспомнить что-нибудь забавное из рабочих будней?

Забавное при этом в 90% случаев вытекает из предыдущего пункта. Оставшиеся 10% это, как правило, ситуации на работе, возникающие из-за того, что артист, музыканты, персонал путают работу и отдых. Проблема в том, что о коллегах в Интернете рассказывать не тактично, а об артистах, музыкантах вообще лучше посмеяться и забыть, в конце концов мир довольно тесен, а в профессии ещё работать.

Засыпали ли когда-нибудь за микшерным пультом?

Было дело, только вот работал в тот момент за ним не я.

Где и кем работаете на момент этого интервью?

Звукоинженером передвижной телевизионной станции на одном известном телеканале.

Много платят?

Всегда хочется больше.

Оборудование, на котором вам сегодня приходится работать, это в подавляющем большинстве цифровые устройства, или встречаются аналоговые модели, если говорить о микшерных пультах, например?

Сейчас уже почти всегда и везде встречается цифра, в процентом соотношении 80 на 20, если не больше. В ТВ вообще только цифра, если говорить про микшерные пульты.

Что думаете о звукорежиссёрах? Зачем и кому нужны эти люди?

Странный вопрос. Всё равно, что спросить, как я думаю о сантехниках и зачем они нужны. (Смеётся.) Наверное, если мыслить глобально, чтобы люди могли насладиться качественным продуктом на его выходе, будь то кино, студийная запись, живой концерт или трансляция.

Дело в том, что многие люди, которые пишут музыку, сами занимаются и сведением, и мастерингом. Насколько это правильно, может быть, стоит доверять профессионалам?

Нравится человеку, почему бы и нет? Учиться чему-то новому и что-то осваивать всегда идёт на пользу, я считаю.

Что тяжёлого в работе звукорежиссёра?

Ох, это складывается из очень многих факторов, и говорить об этом можно часами. (Улыбается.) В двух словах, профессия – непростая, я бы сказал, весьма специфичная. А ещё учит общаться с другими людьми.

Можете вспомнить одну из самых сложных задач, которую лично перед вами ставили?

Чаще всего можно столкнуться просто с нехваткой времени. В остальном, ты или знаешь, что делать и делаешь, либо не знаешь, но тогда на помощь приходят коллеги.

Употребляете ли вы алкоголь во время работы?

Нет, под ним устаёшь в разы быстрее. Хотя, не скрою, порой, желание бывает, но тут лучше сначала “победить”, а потом уже с чувством выполненного долга и чистой совестью отправляться, куда душа желает.

На данный момент вы работаете в Москве или у вас бывают командировки?

Бывают командировки и весьма часто. Но в Москве, конечно, работы больше.

Где побывали? Где понравилось?

Питер и Ярославль – классика командировок. Там всегда круто. Был в Адлере, не скажу, что прям “ах”, но тоже ничего.

Какое мероприятие касаемо вашей работы вам особенно запомнилось?

Одна из самых эпичных работ была в горах Ингушетии. Да и в целом командировки запоминаются лучше всего, там порой много интересного и трешового происходит. (Улыбается.)

Что за проект был в Ингушетии?

Турнир по смешанным боям в местном селении, где-то далеко в горах.

Вас оскорбляли когда-либо на рабочем месте?

Разные моменты были, бывало и расправой угрожали. (Смеётся.)

А эти люди были трезвыми?

Не знаю, вроде не пахло.

Что такое звук, если говорить простым языком?

Простым языком – это слово из 4-х букв. (Улыбается.)

А если говорить сложным языком?

А зачем усложнять? Вот попрошу я вас представить стул, а потом описать его. Могу поставить любую сумму денег на то, что ваше описание слова “стул” с моим описанием не совпадёт. Так же и с другими словами, и даже со словом “звук”.

Думали ли вы над тем, чтобы создать свой бизнес, например, открыть звуковой прокат?

Думать – думал, надо, чтобы раздумья переходили в цели, а цели сопровождались дальнейшими действиями.

Что мешает обозначить цели?

Банально – отсутствие желания этим заниматься.

Сколько лет вы уже занимаетесь звуком?

Грубо говоря, лет 10, может, чуть больше.

Что вы для себя поняли о звуке?

Понял, что мне нравится, и профессию я выбрал правильно.

В лектории время реверберации больше или меньше времени реверберации в концертном зале?

Поиграем в “экзамен”? (Улыбается.)

Почему бы не поиграть в экзамен. Это тот редкий вопрос, на который не ответить сходу?

Насколько помню, там много факторов: размер помещения, отделка, число зрителей и прочее. Просто, на мой взгляд, вопрос как и ответ фиолетов большинству читателей, а остальные даже не поймут, о чём речь. (Смеётся.)

Что такое плохой звук?

Субъективное ощущение конкретного человека в конкретный момент времени.

А если точнее?

На самом деле, можно подумать что я ёрничаю, но точнее не бывает. Ибо, что “плохо” для одного, для другого “норм”, а для третьего “вообще зашибись”.

Каким должен быть хороший звук?

Опять же, исходя из предыдущего вопроса, всё сугубо индивидуально. Что хорошо для одного – не очень для другого.

А разве не в целях звукорежиссёра добиваться того, чтобы звук был хорошим для всех?

Если я работаю, я делаю так, чтобы мне всё нравилось, в первую очередь. Часто остаюсь недоволен, ну а всем не угодишь.

Что вызывает ваше недовольство звуком?

Бывает такое противное ощущение, когда “не прёт”.

Вам когда-нибудь высказывала своё негодование публика, а не артисты, например?

Не помню такого.

Нужен ли звукорежиссёр Heavy Metal Hardcore Trash группе?

Нужен, как и любой другой. Звукорежиссёр – полноценный участник группы, который служит некой “прокладкой” между группой и зрителем. Кто ещё, если не звукорежиссёр, донесёт до аудитории все тонкости и прелести даже такого оригинального стиля? (Улыбается.)

Смогли бы вы визуально отличить конденсаторный микрофон от динамического?

Да, конечно, хотя во всём бывают исключения.

Когда последний раз приходилось отличать оборудование одно от другого?

Если вопрос про микрофон, то уже достаточно давно. На ТВ в этом плане чуть проще, чем на концертах.

Вы выступаете за живой звук или за фонограмму?

Я люблю живой звук, но я ни за что не выступаю, если человеку нравится отдавать деньги и слушать фанеру, да пожалуйста!

Бываете ли вы в качестве зрителя на концертах групп? Какой это был концерт в последний раз?

Последний раз был на фестивале Park Live. Звук там, кстати, вообще не понравился и площадка не для концертов, я считаю.

Уходили ли вы с мероприятия будучи зрителем, если звук вас не устраивал?

Нет, именно по этой причине точно не уходил.

Какую музыку вы слушаете?

По настроению. Люблю релакс по радио слушать. А вообще кайфую от тишины, потому что, наверное, на работе звуков достаточно.

Что нравится из рок-музыки?

Из топов – это SOAD и Метла. Из менее топов – In Flames, Rise Against и т.д. и т.п., список весьма обширен, есть и российские группы в нём, хотя их мало. Понимаю, что уже перерос формат типа Нашествия.

Вы бы предпочли сэкономить и купить музыку в формате .mp3 или доплатили бы и приобрели .wav?

Тут смотря, что покупать и как потом слушать.

Какое кино или сериал вам понравился из-за звука?

Сериал – Шерлок. Ещё “Во все тяжкие” нереально крут по звуку, да и не только по нему. А из кино недавно случайно наткнулся в ТВ и подзалип на “Дом летающих кинжалов”. Вот там саундтрек пропёр конкретно, даже переслушивал потом.

С чего начинается проверка звука на телеканале?

Не понял вопроса. Если имеется в виду весь процесс, то всё начинается с составления заявки звукорежиссёром, задолго до начала подготовки. Или незадолго, тут уж, как получается.

Хорошо, а как проверяются микрофоны, например: постукиванием по ним или как-то иначе?

Да вообще пофигу, как проверять, главное, чтобы он работал и приходил в нужную “дырку”.

Поделиться: