Илья, здравствуйте! Вы разносторонний человек, но, скажите, какая роль отведена музыке: способ отвлечения от других задач или основной источник дохода?

Здравствуйте! Как обычно, истина где-то посередине. Любая моя деятельность — это отвлечение от других задач, ведь лучший отдых — это смена труда. Основной источник дохода сейчас — моя компания YouGile, это про управление проектами и Agile.

Музыка — очень большая часть моей жизни. Если я в какой-то момент времени не пишу её, скорее всего, она звучит фоном из плеера. Даже если сижу в тишине, в голове постоянно что-то играет. Полностью освободиться от этого можно только во время медитации.

Медитация — это отдых для вас?

Медитация — это перезагрузка. В таком ритме жизни у меня в голове постоянно что-то происходит, гудит. Нужно уметь заземляться, остановить деятельность мозга и внутренние разговоры. А потом выныриваю с чистой головой и сразу легче расставить приоритеты.

Прибегаете к медитации в большей степени из-за многообразия личных проектов или бесконечного потока информации в интернете? Если говорить о втором, то вы как-то фильтруете входящий трафик?

Из-за насыщенной жизни на самом деле. Входящий трафик не приходится фильтровать, я почти не появляюсь в социальных сетях. А информацию смотрю только ту, которая мне нужна.

Помните, какой инструмент оказался в ваших руках в 1999 году, когда вы записывали свой первый трек?

В 99 году у меня был один из самых мощных на тот момент Pentium, колонки Radiotehnika S-70 с усилителем Электроника 50У-017С. Первая программа написания музыки на компьютере была Sonic Foundry ACID 1.0D. А из инструментов был только синтезатор Yamaha. Модель, кажется, PSR-510. С таким убогим по нынешним меркам «сетапом» я жил довольно долго и на нём сделал первый трек, который мне принёс какую-то известность. Трек мы записали с одногруппником, наш проект назывался «Sixense».

W.K.? — Растаман (Sixense DnB Rmx)

Арсенал, который вы перечислили, приобретали сами или достался по наследству?

Мне было тогда 15 лет, а зарабатывать я начал года через три. Это была техника отца, он был меломаном с огромной коллекцией музыки.

Сейчас подписание контрактов с лейблами — обычный процесс для музыкантов. Как вы думаете, какие цели преследуются от сотрудничества с лейблами?

В первую очередь лейбл занимается распространением музыки. Сейчас можно за 15 минут создать свой лейбл и выпускать себя любимого или своих друзей. Но о вашей музыке почти никто не узнает, а чтобы это изменить, нужно прикладывать очень большие усилия для рекламы и продвижения.

Чем круче лейбл, с которым подписывают контракт, тем легче через него приобрести известность, но и тем сложнее туда попасть — качество материала должно быть отменным.

Когда вы говорите про 15 минут для создания лейбла, то это довольно заманчиво. Но ведь на его плечах будут лежать авторские и смежные права, различные договоры с цифровыми площадками и много других нюансов. Появились какие-то технологии, которые позволяют быстро и без потрясений открывать лейблы?

Да, дело в технологиях. Есть сервисы, например DistroKid или TuneCore. Меньше, чем за 100 долларов в год они займутся правами и раскидыванием вашей музыки в 150 музыкальных магазинов, таких как iTunes, Spotify, Pandora и тому подобное.

Вы, как творческая единица, с каким из агрегаторов сотрудничаете по части дистрибуции своей музыки?

Я с ними не сотрудничаю. Дистрибуцией занимаются лейблы, которые выпускают мою музыку.

Некоторые артисты принципиально не слушают свою музыку без профессиональной необходимости, просто так. А вы слушаете?

Не понимаю таких артистов, если честно. (Улыбается.) Я люблю свою музыку и часто слушаю, ведь в первую очередь я пишу её для себя. Как я уже говорил, меня постоянно окружает музыка, но частенько мне в ней недостаёт каких-то мелодий и идей. Моя музыка — это, скажем, компенсация этого недостатка.

В какой момент вы поняли, что разбираетесь в музыке?

Отец рассказывал, что я тогда ещё не умел говорить. (Смеётся.)

Понимание музыки и подход к ней выработаны вами самостоятельно или генетика сыграла свою роль?

Из этих двух вариантов, может быть, поближе генетика. Отец с пелёнок начал воспитывать во мне вкус к хорошему. К музыке, к живописи, архитектуре. Дома была большая коллекция винила, альбомов с картинами художников и фотографиями архитектуры. Мне было месяца два от роду, а я уже засыпал под Шуберта. (Улыбается.) Сейчас уже есть какой-то мой подход.

Если не секрет. Вся коллекция винила вашего отца по-прежнему стоит на полках? Пополняется ли она вами? (Улыбаемся.)

Большая часть этой коллекции сейчас у меня. Часть у брата с сестрой. Сейчас уже не пополняю. Очень редко покупаю пластинки.

Илья Цветков
Илья Цветков.

Сегодня не все диджеи способны самостоятельно записать трек. Они заказывают треки у профессиональных музыкантов-продюсеров, а потом размещают их в интернете от своего имени. Это не странно?

Думаю это также странно, как накручивать подписчиков в инстаграме или заниматься арбитражем трафика и сливать его на гемблинг. Это современный мир со своими странностями, надо просто это принять… и простить.

Говорить о музыкальном вкусе, это равносильно спору о еде? Можно ли строить о человеке умозаключения по музыке, которую он слушает?

Ну если только совсем поверхностные. Думаю, умозаключения стоит делать по тому, что человек говорит и делает. Если вы любите джаз и терпеть не можете Psy Trance, то вряд ли сможете ужиться с человеком, у которого всё наоборот. Хотя мир не без исключений.

Мы можем обойтись без западной электронной музыки или нам имеет смысл ориентироваться на неё?

Если вот так заниматься делением музыки на “западную” и “нашу”, то мы уже сравнялись. Сам я не вижу границ, когда речь идёт о музыке. Все зарубежные музыканты, с которыми я поддерживаю отношения, практически никогда не говорят о странах происхождения других артистов.

В России эта культура пришла немного позже, как и многое другое. Но у нас прослеживается одна отличительная особенность — то, что мы копируем, часто делаем лучше оригинала. Балет, например. В музыке за последние годы в России произошёл мощный скачок, и сейчас мы на одном уровне с миром.

Можете назвать пару-тройку артистов, музыка которых вам нравится со всех точек зрения?

Сложно назвать хоть одного артиста, у которого мне нравится 100% его творчества. Когда я сталкиваюсь с каким-нибудь новым артистом или коллективом, я стараюсь максимально много узнать о них. Читаю статьи, смотрю интервью, живые выступления и пытаюсь понять, как и чем они живут, что говорят. Для меня так гораздо интереснее слушать их музыку, она не может быть без человека за ней. И мне особенно интересно чувствовать эту связь человека с его творением. Из музыкантов, кто сильно зацепил, это Esbjörn Svensson, Nils Frahm, Stimming, Petros Klampanis, Makoto, Monoplay, Electrophazz, Zventa Sventana и ещё десяток-другой. Личное знакомство с некоторыми только добавляет остроты ощущения этой связи.

Почему музыкантов стало много, как думаете?

В первую очередь — доступность и удешевление технологий. Ещё одна мысль — люди встали на ступеньку повыше на пирамиде Маслоу. Теперь уже можно и о более тонких материях задумываться. В некоторых странах уже безусловный доход вводят, логично, что при таких условиях легче заниматься самореализацией.

Всё музыкальное программное обеспечение производится за рубежом. Почему не у нас, как думаете?

Много всяких причин. Утечка мозгов, неумение продавать себя и свой продукт, недоверие рынка… А сейчас уже конкуренция высока. Русские программисты вообще-то славятся на весь мир. Многие из них во всём мире, кроме России, и работают. (Улыбается.)

В одночасье вернуть всех обратно не получится, конечно. Но с чего можно было начать, если чуточку углубиться в тему, как думаете?

Вернуть можно, если заинтересовать условиями, мне кажется. Например, давать зарплату не в рублях. (Улыбается.) Я знаю некоторых уехавших соотечественников, легче к ним уехать, чем заинтересовать их вернуться.

Скажите, что такое саунд-дизайн, кто его породил?

Если просто, то саунд-дизайн — это озвучка видеоряда. Это может быть кино или компьютерная игра. Много чего в нашей жизни требует правильного озвучания и работы со звуком. Например, если вы слышите неприятный, громкий и искаженный голос, объявляющий остановки, то либо саунд-дизайнера не позвали, либо это был приятель заказчика, который только поверхностно знает тему. Когда садитесь в машину, она издаёт какие-то звуки. Так вот крупные компании заказывают саунд-дизайнерам наборы звуков для модельного ряда своих авто, чтобы все эти звуки были сбалансированы, приятны и понятны.

Когда кино было ещё немым, то была профессия «тапёр», который сопровождал звуками, преимущественно это было пианино, киноленты. Особо крутые могли создавать настроение. Думаю, это можно назвать первым саунд-дизайном. Одним из первых профессиональных саунд-дизайнеров был, кажется, Бен Бёртт. Он феноменальный человек, советую про него почитать и посмотреть.

Регулярно перемещаемся на общественном транспорте в Москве и порой слышим, как громко объявляются остановки. Многие возмущаются уровню громкости, другие же говорят, что боятся пропустить станцию, не услышать. Как быть, всё решит саунд-дизайнер?

Человек может только сказать “я не слышу” или “слишком громко”, некая базовая обратная связь. “Человек использующий” в основном говорит про своё неудобство с учётом своего опыта. Реальная причина неудобства может лежать немного в другой плоскости. В пример могу привести телефоны с дисплеем на весь экран. До их появления люди не думали, что это может быть классно.

Человек может пропустить остановку не из-за того, что тихо, а из-за того, что неразборчиво. А разборчивость зависит от контекста. Например, в метро шумно, но шум этот плюс-минус стандартный, можно сделать на него поправку. А если в связке будут работать производители вагонов, которые установят более подходящие динамики и саунд-дизайнер — будет ещё лучше. Правда нужны условия, чтобы заниматься этими вопросами на таком уровне.

Могли бы вы привести примеры проектов, которые полностью построены на саунд-дизайне?

Например, HYPER-REALITY.

Или фильм WALL·E, где звук делал уже упомянутый Бен Бёртт.

Саунд-дизайн прижился в России? Насколько он востребован?

Последние годы в России всё больше и больше уделяют внимание саунд-дизайну. Надеюсь, что в будущем это будет только улучшаться. Опять вспомню про пирамиду Маслоу. Доросли.

Что такое звук?

Можно открыть справочник и посмотреть определение, оно стандартное, я ничего нового не скажу. Давайте к следующему вопросу.

Мы рассчитывали на то, что вы как эксперт по звуку подойдёте к ответу на вопрос с точки зрения науки. (Улыбаемся.) Лично мы считаем, что звук – это то, что мы слышим, не более того? Вы могли бы нас поправить, как-то оспорить?

Это интервью не для научного журнала, поэтому не хотел грузить читателей. (Улыбается.) Ваше достаточное для обывателя определение можно чуть-чуть поправить — мы слышим не все звуки. Очень низкие и очень высокие ухо воспринять не может, к сожалению. А то, что это какие-то там упругие волны в различных средах — это для тех, кто хочет знания поглубже.

Вы преподавали написание музыки в разных школах. Скажите, какие самые каверзные вопросы вам задавали студенты?

Откровенно каверзных вспомнить не могу. Самое частое, это когда спрашивают вопросы вида: «А как сделать так, чтобы было «вот так», но в тоже время «вот так», а потом ещё как-нибудь превращалось «вот в такое»?». Часто «вот этого такого» городить не надо и можно поступить как-то проще при крутом результате. Ещё однажды мне надо было довольно поверхностно рассказать о типах устройств — одни звук воспроизводят, вторые обрабатывают, третьи записывают и тому подобное. Говорю фразу «Скажем, синтезатор сгенерировал звук и он ушёл дальше…». Задают вопрос: «Хм, а что такое «сгенерировал»? Это как?». Пришлось на лету придумать как за 5 минут объяснить и это. Поняли.

Поддерживаете ли вы связь с кем-то из своих выпускников, как у них идут творческие дела?

С некоторыми поддерживаю. Кто-то уже выпускает свои творения, кто-то забросил. Написание музыки — это постоянный процесс оттачивания мастерства. Недостаточно получить знания за условные 10-20 занятий, необходимо очень много работать самому, задаваться новыми вопросами, сталкиваться с трудностями. Очень часто встречаю людей, которые говорят «что-то у меня не получается, наверное это не моё, я никогда не смогу написать ничего дельного». Если это происходит во время обучения и я вижу, что у ученика есть желание писать музыку, то стараюсь использовать свои навыки в психологии и поправить этот момент. Я ещё никогда не слышал, чтобы ребёнок сказал «что-то не получается ходить, наверное, это не моё». Вроде все не ползаем, ходим.

Кто были ваши ученики: люди, которые хотели заработать музыкой или люди, желающие обратить на себя внимание?

Были и те, и те. А были и такие, с кем я даже занимался индивидуально, и они хотели писать музыку чисто для себя, как способ самореализации.

Илья Цветков
Илья Цветков.

В начале интервью вы упомянули про свою компанию YouGile. В связи с чем назрело желание создать такой сервис?

Когда делаешь сервисы, уже сложно остановиться. (Смеётся.) Сначала Avito, затем RedHelper, RedConnect… Теперь YouGile. Управление своей деятельностью и тайм-трекинг — большая проблема и огромный рынок, стараюсь делать мир лучше. Кстати, издательства тоже могут использовать мою систему.

А ещё я стараюсь постоянно учиться всему новому. Может быть, не очень глубоко, но всё же. Сейчас мне интересен контент-маркетинг, продажи, экономика и всё подобное, что связано с развитием компании. Конечно же, остаётся психология в дизайне, поведенческие паттерны.

YouGile вы делаете один?

Костяк — трое. И есть нанятые люди. Мы где-то между стартапом и бизнесом, но, кажется, ближе ко второму.

Каким вы видите YouGile через пару лет, какими функциями он мог бы обогатиться, если не секрет?

Секрет. (Улыбается.)

Сейчас в YouTube популярны так называемые арт-треки. Вы знакомы с этим?

Первый раз слышу.

Некоторые лейблы загружают на YouTube «видеотреки». Это не клипы, скорее, различные видеоэффекты, смонтированные в темпе аудиотрека в After Effects. Вы такое делали когда-нибудь?

А, видел, конечно! Но не знал, что это так называется. Отношусь к этому хорошо, сам такое делал для релизов лейбла KOS.MOS.MUSIC.

Если бы вам пришёл заказ на создание 15-ти секундной видеозаставки, где был бы графический дизайн, моушн-дизайн и саунд-дизайн, то сколько бы примерно времени ушло на создание с учётом вашей занятости?

Конечно, такие процессы лучше максимально распараллелить и работать втроём. Но если в одно лицо, то можно за неделю сделать, если это что-то очень простое и без претензий.

С 1999 года прошло много лет, насколько серьёзно вы обновили технический парк, что сегодня используете для создания своих проектов?

Компьютер стал мощнее, это Mac Pro. Для лайвов — MacBook. Ableton Push2 и ещё несколько контроллеров. Есть три звуковые карты для дома и для выступлений, появились хорошие мониторы, микрофоны, рекордеры. Есть синт и немного железной обработки. Но вообще у меня есть выпущенный трек, который я написал, сидя на полу около розетки в аэропорту, кстати, теперь это запрещено законом.

Очень хотелось бы послушать этот трек. Могли бы вы поделиться ссылкой на него?

Конечно!

Вас когда-нибудь подводила техника: внезапные зависания, например, проблемы с VST, с тем же Ableton? Если да, то как вы мирились с этим?

Ableton — довольно стабильная программа и на выступлениях меня никогда не подводила. А вообще, конечно, зависания бывают. Был у меня какой-то бесплатный VST, уже не помню название, который давал интересный эффект, но постоянно выбивал Ableton. Пришлось отказаться в пользу серьёзного ПО.

Преподаёте ли вы что-нибудь, используя онлайн-технологии?

Есть мысли, сейчас в проработке пара идей.

Вы смотрите сериалы?

Очень мало, жаль время на это тратить. Кажется, я посмотрел только Westworld, первый True Detective, немного из Black Mirror и Dirk Gently’s Holistic Detective Agency. Записываю на планшет и смотрю в отпуске или в самолётах.

Вам интересен процесс изучения нового или процесс создания на базе изученного?

Зависит от настроения, но использую оба подхода. Иногда хочется побыстрее записать идею и тогда надо юзать знания. А иногда я могу просидеть 5 часов, ковыряясь со звуком рабочего барабана, а потом просто удалить проект. Знания при этом остаются.

Если интернет прекратит существование, то чем вы займётесь?

Ну это очень и очень вряд ли произойдёт. А вообще буду заниматься практически всем тем же, но без интернета. (Улыбается.) Помню, когда я только начинал делать музыку, у меня не было интернета дома. Если не будет не только интернета, но и компьютера, то я буду делать мебель, это ещё одно моё хобби.