Здравствуйте! Не скроем своего восторга от того, что вы согласились на интервью. Мы сами музыканты, периодически покупаем оборудование, обновляемся в вашем магазине и крайне интересна его история из первых уст.
На вашем сайте указано, что DJ-Store был основан в 2008 году. Что вообще послужило стартовой точкой для создания магазина?
Добрый день! Спасибо за то, что выбираете наш магазин!
Да, действительно, наш проект DJ-Store стартовал в 2008 году. На тот момент я уже имел высшее образование в области звукорежиссуры, однако работал обычным продавцом в музыкальном магазине. Параллельно я занимался организацией развлекательных мероприятий в Санкт-Петербурге.
В какой-то момент стало очевидным, что в рамках такого рода деятельности мне и моей команде становится тесно. Нужно было пространство для поддержки самых смелых идей и роста. Так возникла идея создания компании, в которой я и моя команда смогли бы реализовать свой потенциал и объединить вокруг себя профессиональных музыкантов.
Центром нашей беседы является DJ-Store, но, знаете, мы удивились, когда выяснили, что магазин софта Creative Soft, в котором наша редакция когда-то покупала Propellerhead Reason — ваш младший брат. Если начать перечислять всех ваших братьев и сестёр, то получится целое государство. Всё сводится к тому, что вы хотите захватить мир?
Конечно же, мы хотим властвовать над всей галактикой!
Если серьёзно — мы не сфокусированы на одном интернет-магазине. Индустрия развивается, появляются новые интересные возможности, и мы стараемся пробовать себя в новых нишах и работать с новыми проектами.
То есть вы работаете с самыми разными типами клиентов и запросов. Скажите, пожалуйста, а DJ-Store наиболее востребован у розничных клиентов или корпоративных?
Изначально наш магазин создавался как розничный проект. Однако в этих рамках было невозможно применить накопленный опыт организации мероприятий, в том числе с технической стороны. Когда к нам начали обращаться крупные компании с запросом полного сопровождения проекта — от закупки оборудования до его монтажа и обучения персонала, мы поняли, что было бы неправильно не применить наши знания и способности в этом сегменте.
И чем занимается b2b-направление в вашей компании?
С одной стороны, мы предоставляем возможности полной реализации инсталляционных проектов. Наши специалисты готовы подобрать подходящее решение для проектов любого размера — от кафе-веранд до стадионов и концертных залов, а наши инженеры обеспечивают все вопросы касательно установки и настройки оборудования. Для нас главное — клиентоориентированность, поэтому каждый проект — это индивидуальное решение в соответствии с пожеланиями клиента и самыми передовыми методиками на рынке.
Помимо этого, мы активно работаем с оптовыми покупателями и госзакупками, поставляя от зарубежных поставщиков под заказ крупные партии товара для дальнейшей реализации.
Однажды наша редакция приобретала у вас студийную акустику Genelec. Мы очень долго искали подходящую модель, которая была снята с производства, ориентировались на лучшую цену, на сроки доставки. На удивление, вы помогли нам найти нужную модель.
Как вам удаётся сдерживать цены, доставлять оригинальную технику, каким-то образом находить то, что больше не производится?
Мы создали крупную актуальную матрицу товаров и свой собственный «запас» оборудования. Мир музыки — это не только стремление к обладанию самыми свежими новинками, но ещё и крупное направление «ретро-фанатов». Мы стремимся помочь всем с поисками того самого «инструмента мечты», даже если он снят с производства.
Поставки же оригинальных товаров — плод долгосрочного взаимодействия с производителями, выстраивания связей и знания всех возможных каналов поставки. Наш многолетний опыт на рынке ритейла позволяет лавировать между сотнями поставщиков и обеспечивать выгодные цены — к всеобщему удовольствию.
Вообще сложилось ощущение, что лет так 10 назад полки ломились от избытка различной музыкальной техники. Сейчас же часто в глаза бросаются надписи «под заказ», «снято с производства». Поправьте нас, может, не всё так плохо? Покупатели пользуются таким форматом?
За последние 10 лет ассортимент музыкальной техники расширился практически до бесконечности — никаких складов не хватит, чтобы держать такое количество оборудования в наличии. Есть и другие сложности — например, проблемы с поставкой гитар Fender в Россию из-за конфликта с экологическим законодательством.
Наша цель — обеспечить максимально быструю доставку любого, даже самого редкого, устройства из любого уголка планеты, соединяя наших клиентов и производителей.
Нам и нашему опыту работы на рынке доверяют, поэтому мы часто имеем дело со сложными историями «под заказ», преодолевая все трудности поставок оборудования на российский рынок.
А какой раздел в каталоге оборудования вызывает наибольший интерес у покупателей?
Популярно то оборудование, которое часто используется и быстро устаревает — в основном, это клавишные инструменты и студийное оборудование: мониторы, звуковые карты, наушники, микрофоны. USB-микрофоны вообще переживают взрывной рост популярности. YouTube, Twitch и другие стриминговые сервисы обеспечивают большой спрос на эти устройства.
Вашему магазину в 2019 году исполнилось 11 лет. Сейчас никого не удивишь интернет-магазином. А тогда, 11 лет назад, вы можете вспомнить, каким был рынок ритейла? Конкуренция была невыносимой?
11 лет назад в России было вообще слабое представление о рынке электронной коммерции. Однако я имел опыт взаимодействия с зарубежными магазинами музыкальной и световой аппаратуры и понимал, что будущее за интернет-магазинами. Мы решили сделать ставку на онлайн, и, как показало время, не прогадали.
Поддержание работы офлайн-магазина обходится дороже, чем интернет-версии?
Если ты настоящий фанат музыкального оборудования, как наша команда, быть просто интернет-магазином невозможно. Мы стремимся объединять вокруг себя музыкантов, создавать тусовку, которая постоянно стремится к развитию и диалогу. Наши менеджеры — профессиональные музыканты, что является дополнительным бонусом. Вы всегда можете прийти и вживую пообщаться с коллегами по любому волнующему вопросу касательно оборудования или затестить новинки в наших шоурумах.
Сейчас вы конкурируете за клиентов с ведущими игроками на рынке. Как вы справляетесь с современной конкуренцией с учётом характерной для последних лет низкой платежеспособности покупателей?
Да, продажи стали более сложным процессом. С другой стороны, это результат не только экономической конъюктуры, но и просвещённости пользователей. На рынке много игроков, есть возможность выбрать наиболее выгодные варианты по сочетанию цены и клиентского сервиса.
Мы стараемся предоставить нашим клиентам максимально выгодные цены на рынке и наилучший клиентский сервис. Как показывает практика, этого достаточно, чтобы успешно выживать в условиях высокой конкуренции.
Мы как-то брали интервью у владельцев ALL for DJ. Нужно сказать, в России достаточно много интернет-магазинов музыкального оборудования. Не чувствуете ли вы, что рынок, условно говоря, «перегрет» предложением?
Вряд ли можно так говорить о музыкальном рынке. Несмотря на то, что музыкальных магазинов в нашей стране достаточное количество, каждый предлагает собственное видение товарного и брендового ассортимента. Между игроками на рынке должна быть здоровая конкуренция, обеспечивающая стремление развиваться и расширять взаимодействие с производителями и клиентами. И в этом смысле российский рынок имеет достаточный запас ресурса для «разогрева» и развития.
Что же отличает вас от ваших конкурентов?
Наша компания с самого начала поставила перед собой цель — быть первыми, кто сообщает о новинках рынка музыкального и светового оборудования. Мы мониторим европейские профильные издания, отслеживаем новости рынка, участвуем в офлайн-мероприятиях.
Мы частенько собирались на выставке «Музыка Москва» в 2005-2007 годах, чтобы посмотреть новинки в сегменте звукового оборудования. Вы, получается, тоже каким-то образом участвовали в этом проекте, но уже после 2008 года?
Да, мы неоднократно посещали выставки «Музыка Москва». Собственно, мы и сейчас неравнодушны к офлайну, например, ежегодно посещаем выставку оборудования Musikmesse во Франкфурте и привозим оттуда самые топовые юниты для демонстрации и написания обзоров. Последние пару лет мы посещаем выставку света и звука в Китае — Prolight + Sound Guangzhou. Офлайн-выставки по-прежнему сильны и позволяют в сжатый срок налаживать множество связей с производителями оборудования.
Недавно всех ошарашила новость о закрытии «Флакона» и «Хлебозавода». У вас офлайн-магазин DJ-Store на «Хлебозаводе». Что с ним будет?
Хлебозавод не закрывают. В настоящий момент идёт объединение «Флакона» и «Хлебозавода» в единое креативное пространство. Негативно на нас это не отразится. Более того, мы ожидаем увеличения потока посетителей с ростом числа офлайн-мероприятий на обновлённой площадке.
Живой костяк любого проекта — это коллектив. А у вас под одной крышей объединено сразу несколько проектов. Коллектив DJ-Store дружен с коллегами из Creative Soft, Provideo-Store и других компаний? Какие-то встречи, корпоративы — обычное дело?
Над всеми проектами работает единая команда. Мы растём, развиваемся, наша команда сильно выросла — сейчас в штате работает более 20 человек, примерно столько же поддерживает проекты part-time. Естественно, чтобы такой большой коллектив дружно работал, необходим тимбилдинг — мы проводим корпоративы, поддерживаем творческую активность наших сотрудников, ребята постоянно посещают живые выступления друг друга.
Надо сказать, что именно от команды, от квалифицированных кадров многое зависит. В офлайн-магазине, например, очень хочется в одиночестве покрутить ручки микшерного пульта или поклацать по кнопкам midi-контроллера. В такие моменты приятно, что ваши консультанты поблизости, но при этом не мешают, не навязывают свои предложения. Как вам удаётся найти и трудоустроить таких чутких профи?
Наше кредо — клиентоориентированность. Наша команда всегда готова помочь клиентам, если это необходимо, но вместе с тем, мы не менторы. Без преувеличения, с нами работают самые классные ребята, которые открыты к общению, «в теме» всех новинок и событий и готовы развиваться вместе с нашим проектом.
В некоторых компаниях руководство наказывает продавцам-консультантам реализовать как можно больше того, что очень плохо продаётся. В DJ-Store есть такая «боль»?
Нет, мы, к счастью, избавлены от такой проблемы, присущей большей части российского ритейла. Гибкое формирование товарного ассортимента позволяет нам закупать только те продукты, на который есть реальный спрос. У нас нет никаких обязательств по объёму продаж перед поставщиками, поэтому всё, что ограничивает наших продавцов — пожелания клиентов.
Каково ваше видение будущего музыкальной индустрии? Сейчас акценты смещаются в программинг. Выходит, музыканты, диджеи, звукорежиссёры, светорежиссёры вполне могут остаться без работы в ближайшем будущем?
Нет, конечно же. Технический прогресс оказывает на наш сегмент оборудования сильное влияние — максимально упрощая ту часть работы, где необходимо «ковыряться в железе», и позволяя сосредоточиться на творческой стороне работы.
Но что касается полной автоматизации процесса создания музыки — все учёные на данный момент сходятся на том, что музыка по своей природе абстрактна и многомерна, и её машинное создание трудно формализовать. Поэтому машины, в отличии от работы с изображениями, тяжело воспринимают звуковой ряд.
Кроме того, создание музыки — это, прежде всего, творческий процесс, а человеческую потребность творчества вряд ли возможно уничтожить. Если сравнить с изобразительным искусством — да, нейросетям неплохо удаётся имитировать различные стили рисования или создавать 3D-скульптуры, но художники по-прежнему рисуют маслом на холстах, скульпторы лепят из гипса, и спрос на плоды их творчества устойчиво высок. Думаю, музыкальной индустрии ничего не угрожает со стороны роботов и программ.
А что думаете про музыкальные стриминговые сервисы? Невероятно, какие-то 5 лет назад никто не мог представить, что будет за 200 рублей обладать мировой коллекцией музыки.
Вспомните, еще лет 5-7 назад скачивание музыки было основным способом пополнить свой плейлист. Никто не задумывался, что цифровое пиратство фактически губит на корню все попытки начинающих музыкантов монетизировать своё творчество для дальнейшего развития. Сейчас проще заплатить 150 рублей и вполне легально прослушивать любую музыку с любого удобного гаджета, а музыкант получит от ваших денег роялти. Это круто.
Кстати, сегодня о виниле многие говорят. В моде снова коллекционирование пластинок и даже компакт-дисков с кассетами. Что это: воскрешение старых форматов или перерождение в нечто иное?
Ничто не уходит в небытие. Сейчас виниловые проигрыватели продаются так же часто, как DJ-наушники, а это говорит о том, что люди достают с антресолей свои старые пластинки, покупают новые. Аналоговый звук — это особый стиль жизни, и развитие цифрового контента не остановит аудиофилов. Совершенно разное ощущение: включить музыку в дороге в наушники с телефона или получать удовольствие от прослушивания папиной пластинки с современной вертушки под бокал вина. Музыка — это всё же целая гамма ощущений, кроме звуковых волн.
Что ж, совершенно очевидно, что музыкальная индустрия бодро развивается и диктует новые вызовы рынку. Есть ли и у DJ-Store планы меняться каким-то образом в ближайшие пару лет?
Конечно! За последний год мы стали авторизованным дилером компаний Roland и Moog, в наших шоурумах выставлен ряд их топовых моделей, а также установлены стенды с инструментами Arturia. Сейчас мы ведём переговоры о сотрудничестве с компанией Shure.
Кроме того, мы не забываем и про офлайновые мероприятия. Уже в июле мы примем участие в Present Perfect Festival. И наконец, наш интернет-проект постоянно развивается и совершенствуется: запускаются бонусные акции для клиентов, наращивается присутствие в соцсетях и активность почтовых рассылок.
Мы готовы ловить волну любых перемен в музыкальной и развлекательной индустрии!
Представьте, что-то случилось с интернетом. Отключили, сломали. Как это повлияет на ваш бизнес, готовы ли к такому сценарию?
В современных реалиях представить себе ритейл без онлайна очень сложно. Хочется верить, что никакие проблемы с доступом в интернет нас не коснутся, несмотря на все последние тенденции. Впрочем, если возникнет необходимость полного перехода в офлайн — это будет всего лишь ещё один вызов, и я уверен, что наша команда справится и с ним.
Подпишемся на DJ-Store и что-нибудь купим:
примечание редакции
– dj-store.ru, VK, YouTube.