Антон, здравствуйте! Релиз вашего нового альбома ANABIOZ случился в непростой для большинства людей период. Уточните, когда вы начали работу над ним?
Здравствуйте! Работа началась в августе 2019-го года, тогда уже было готово большинство демозаписей, но я планировал сначала выпустить два отдельных сингла – «Пространство» и «Мосты». По мере того как эти песни приобретали свою окончательную звуковую форму, я понял, что хочу развить и другие композиции в этом формате, поэтому начал вырисовываться уже целый альбом. По плану он должен был выйти в апреле, и тогда речи не шло про общемировую пандемию, но случилось то, что случилось.
Скажите, в каком формате происходило взаимодействие с теми, кто помогал вам над звуком? Это был дистанционный или личный контакт?
Всегда был личный контакт, всегда. Я ездил в разные точки – на нашей базе мы с ребятами записывали гитарные партии, вокал записывался отдельно, биты делались в другой домашней студии. Пришлось немало поездить, на самом деле.
Кто занимался сведением и мастерингом альбома?
Это делал ZEST, очень талантливый битмейкер и продюсер. В процессе создания треков мы наработали такое огромное количество дорожек, эффектов, плагинов и настроек, что я не мог представить, как передавать этот объём для сведения кому-то другому, поэтому очень круто, что всё это было закончено человеком, который изначально понимал, какого звука я хочу достичь. Мне нравится, что получилось. Круче всего слушать это в качественных, закрытых наушниках или на хорошей аудиосистеме, тогда максимально раскрываются все аранжировки и звуковая палитра.
Почему вы предпочли воспользоваться сервисом ONErpm для дистрибуции альбома на цифровые витрины, а не подписали контракт с лейблом? Могли бы вы назвать несколько плюсов в пользу этой компании?
Я работаю в индустрии и общался напрямую со многими лейблами ещё до того, как альбом бы закончен – и понимал изначально, на какую музыку они все ориентированы. Эта музыка из топ-чартов ВК, которая генерирует миллионы стримов, это музыка, звучащая из блютуз-колонок ребят, и в рамки такого формата даже не входит какой-то лёгкий инди-поп, а мой альбом получился весьма и весьма нестандартным. Я, в первую очередь, выражал творчески своё видение, когда создавал его, я не питал иллюзий относительно того, что он может заинтересовать для инвестиций крупный лейбл, хотя, конечно, мне этого бы хотелось. Но тогда я бы просто делал другую музыку, а мне хотелось перезагрузить то направление, в котором я уже создавал музыку. Свои плюсы и минусы у ONErpm для себя лично определяет каждый музыкант, который сотрудничает с ними.
Немного вернёмся в прошлое. Альбом Choize, похоже, тоже был перезагружен вами. Что вас не устроило в старом дистрибьюторе?
Первоначально дебютный альбом вышел на Make it Music, но затем там существенно изменились условия сотрудничества – для некоторых они стали удобнее, но не для меня в тот конкретный момент, поэтому мы просто расторглись по соглашению, и я перешел на ONErpm.
Кстати, что касается перезагрузки альбомов, ведь по сути поменялись ссылки на них, которые были ранее задействованы вами в публикациях в социальных сетях. Как вы поступили с такими публикациями, вычищали?
Большинство публикаций не давали ссылку, а крепили альбом в вк, и он оттуда никуда не делся. Что касается публикаций в СМИ, то я сохранил общую ссылку для стримингов для прошлых релизов, так как пользуюсь отдельной платформой, не связанной с лейблами – это удобно. Так что всё до сих пор остаётся доступно.
В силу того, что подавляющее количество людей находится дома, многие из них, естественно, потребляют контент в разы больше, чем раньше. Вызвало ли это обстоятельство всплеск интереса к вашему альбому?
Судя по общей аналитике, показатели по прослушиваниям не то чтобы растут – люди дома, скорее, смотрят видео, фильмы, сериалы, потребляют YouTube-контент, музыка для них становится второстепенной. Если же включать её фоном, то это обычно что-то ненавязчивое, без ярких признаков авторской подачи. Как мне кажется, большинство всё-таки слушает музыку по дороге на работу или учёбу, в транспорте, в наушниках, на прогулке. Поэтому нет, всплесков никаких я не заметил.
Кто работал над дизайном обложки? Интересно, приурочен ли он к происходящим в мире событиям?
Нет, эта картинка, скорее, иллюстрирует идею альбома. Обложку рисовал очень крутой дизайнер-иллюстратор Максим Патронов. Я примерно представлял, что хочу видеть, нашёл огромное количество референсов, выбирал, как и что лучше сочетается – и он понял меня, сделал всё очень классно. Меня забавляет, что многие, глядя на обложку, проводят аналогии с мексиканским праздником смерти, с костюмами My Chemical Romance, и ещё Бог знает с чем. Я же просто вдохновлялся работами иллюстраторов Расса Миллса, Шепарда Фейри и больше всего – Boneface. На самом деле на обложке просто показан процесс деформации человека, из-за всего, что наваливается на него – внутренние проблемы, информационный шум, личные переживания, давление общества. Вот и разлагается тело, остаётся лишь основа – а киберпанковые вставки декора иллюстрируют технологичность звука альбома, как и гитара в руках персонажа.
Поговаривают, что подписчики стриминговых площадок не очень любят длинные по продолжительности треки. В вашем альбоме аж 10 композиций, но общая продолжительность всего 40 минут. Эти 40 минут — это ведь стечение обстоятельств, а не стратегические мотивы?
Если бы я думал о подобной стратегии, я бы делал песни по 2-3 минуты, как сейчас делают многие рэперы. Я соглашусь, что они звучат короче и понятнее по структуре по сравнению с предыдущим альбомом, но это уже было намеренное решение, потому что интерес песен в этот раз уже в звучании, в груве, и в целом в проработке аранжировок – а не в длительности, неожиданных припевах или ломаных ритмах. Что касается стримингов, то там да, котируется музыка, которая покороче и цепляет с первых же секунд, чтобы плейлисты не проседали по динамике, а монетизация запускалась как можно раньше. Но я, когда делал альбом, рассчитывал не совсем на тех людей, любящих быстрый скип.
Хочется верить, что в него вникнут люди, любящие глубину в музыке, которым нравится вслушиваться в песни и находить новые грани.
Choize
В начале было слово или музыкальные наброски?
Музыкальные наброски, у меня так всегда. Порой песня придумывается буквально сходу от начала и до конца, когда ты в голове прокручиваешь примерную мелодию, а иногда тебе приходится склеивать крутой припев с разными частями из аудиотеки, где хранятся куплеты, интро, риффы, всякие наброски. Примеряешь и смотришь, что лучше встанет. Прикидываешь примерную вокальную мелодику. И только потом, в последнюю очередь, думаешь над текстом и смыслом, который ты хочешь вложить в эту песню.
Есть ли треки в альбоме ANABIOZ, которые были полностью переделаны буквально в самый последний момент?
По сути – нет, потому что все треки в виде демозаписей изначально были созданы мной от начала и до конца, то есть вся структура и последовательность была точная и не изменялась в процессе записи. Были какие-то микро-поправки – например, интро в песне «Анабиоз» сначала было чуть иное, в песне «Шаг» проигрыш в середине песни был ещё длиннее, а в «Дым от огня» на заключительной части трека не было такого акцента.
Работа над музыкой и каждодневное прослушивание материала немного «замыливает слух». Вы делали паузу перед тем, как послушать альбом после мастеринга?
Да, после мастеринга и до момента релиза я старался вообще не слушать песни. Поэтому на момент премьеры было очень приятно вновь переслушать весь альбом, который появился на стримингах. В процессе записи я тоже старался очень дозировано слушать промежуточные варианты, чтобы песни не успели мне надоесть. Это всегда большой соблазн, потому что ты кайфуешь от свежих созданных звуков, хочется всё время гонять на репите, но я взял за правило делать это два раза: в такси, в наушниках, по пути из студии, и дома, чтобы ещё раз зафиксировать то, что хочется поправить в дальнейшем.
Не припомните, в каком треке альбома самое большое количество дорожек?
Думаю, в песне «Шаг» — очень много эффектов, перкуссии и куча гитар, играющих разные партии. Еще, пожалуй, «Дым от огня» и «Морфин». Сложно сказать точно, потому что порой какие-то дорожки отключались, чтобы сохранить итоговую чистоту звука. Или ты слушаешь и понимаешь, что вот эта гитарная партия просто не слышна и она вносит только лишние частоты.
В данный момент времени дают что-то посевы в VK? Много ли в сообществах людей, а не ботов?
В рамках общей рекламной кампании они всё ещё работают – дают дополнительные прослушивания, люди добавляют песни в свои аудиозаписи. Но, конечно, сейчас везде стало очень много мусора, надо быть осторожным. Боты же вообще везде. Важно уметь распознавать это, уметь прогнозировать эффект от размещений.
Когда делают сведение альбомов, предпочитают вокал чуть сильнее «утапливать» в миксе. Однако редакторы на радиостанциях рекомендуют делать вокал громче. Что вы на это скажете?
На радиостанциях чаще всего слушателям нужно подать текст, который они запомнят: чем он яснее, чётче и чем больше цепляет, тем лучше. Из орущих динамиков в маршрутке, такси или салоне красоты никто не будет стараться оценивать музыкальную составляющую трека, насколько он круто сведён или как здорово там накрутили синтезаторы. Поэтому пожелание редакторов абсолютно понятно, им таким образом надо держать плотность эфира и свою узнаваемость. На профильных радостанциях ситуация немного другая, но это всё равно реже про инди-музыку. Ну и ещё, я лично был свидетелем того, что если песня стреляет в интернете, её без проблем берут на радио, даже если она первоначально вообще не сделана по их стандартам.
Очень интересно, когда вы последний раз слушали FM-радио и какое?
Обычно радио слушаю только в такси, по дефолту там играет какое-нибудь «Like FM», вот и слушаю его, чтобы понять актуальную радийную повестку. Ещё иногда «Megapolis FM». Дома порой слушаю фоном интернет-радио с техно или чиллвейвом.
Какие у вас планы по продвижению альбома ANABIOZ? Открыли ли вы для себя новые инструменты?
Нет, я и так в курсе всех текущих инструментов по долгу работы – я сам маркетолог. Ситуация с продвижением своего материала для меня иная, учитывая ограниченность личных бюджетов, неформатность этой музыки и в целом информационный апокалипсис вокруг. Безусловно, некоторую работу я проведу, но отдаю себе отчёт, что это прежде всего творчество для меня. Я расцениваю альбом как яркое, но личное высказывание, а если он привлекает дополнительных слушателей, это круто. Я думаю, что музыка этого достойна. Буду также рад выслушать коллег по цеху, мне ценны все отзывы, мнения и рецензии.
Вы выпускали ремиксы на композиции из альбома Choize. Будет ли подобный ход с вашей стороны касательно ANABIOZ?
Мне было интересно тогда, как другие композиторы «перевернут» композиции с ног на голову, сделают из моего материала что-то новое. Не уверен, что сейчас хочется повторить этот опыт, но если кто-то сделает шикарный ремикс, буду только рад его опубликовать. А вообще в мыслях было выпустить инструментальную версию альбома, потому что песни круто звучат и в таком формате, а при отсутствии вокала сразу можно услышать огромное количество классных звуков, песни становятся даже чуть другие.
После выхода альбома вы сразу же приступаете к работе над новым материалом или всё же позволяете себе перевести дух?
Новый материал приходит в голову спонтанно, даже в процессе записи этого альбома уже придумались какие-то новые песни, но я хочу взять паузу, чтобы понять, как их сделать в будущем, в каком формате это будет, и будет ли вообще.
Не хочется делать одно и то же, я пытаюсь удивить сам себя, создать что-то новое.
Choize
Ещё два года назад, при записи дебютника, я едва ли мог представить, что выпущу альбом «ANABIOZ» с таким саундом – не потому что не хотел, а потому что не мог вообразить, как это сделать, как выразить максимально всё то, что у меня в голове. Так что в планах – развиваться дальше музыкально и учиться самому.
О чём вы мечтаете сейчас, что вам больше всего хочется?
Разобраться в себе было бы здорово. И чтобы наступило лето – без коронавируса. Уже было бы неплохо.
За артистом Choize особенно интересно наблюдать по ссылкам: VK, YouTube, iTunes. Интересное эксклюзивное интервью с Choize на Stereozvuq.
Примечание редакции